Флоренция

Италия

О нас

В этом материале - рассказ о нашей однодневной поездке во Флоренцию. Что можно посмотреть во Флоренции за один день? Очень многое!

Флоренция - важная часть нашего Маршрута 4 страны- 8 городов, посещение ее было запланировано заранее и куплены билеты на поезд.(см.Железные дороги Италии)- конечно же, самостоятельно. И здесь мы расскажем, какие достопримечательности, обязательные для посещения, мы смогли увидеть своими глазами.

Флоренция, гордость Италии и один из красивейших городов мира, раскинулась в просторной долине, пересеченной рекой Арно. Город расположен на севере страны, являясь административным центром исторического региона Тоскана. С севера и востока к Флоренции подступают отроги Апеннинских гор, достигающие километровой высоты. Горы и зеленые холмы, окружающие город, великолепно оттеняют красоту горделивых флорентийских церквей и роскошных дворцов, составляя невероятной красоты пейзажи

Во Флоренцию мы ездили с вокзала Рогоредо в Милане- он был недалеко от нашего отеля- полчаса пешком. Вполне нормальный вокзал, хотя и небольшой и на окраине. Поезд проходящий, т.е. стоит 2-3 минуты, но все очень четко. Перед прибытием на перроне номера вагонов подсвечиваются на табло,так что можно заранее подойти к нужному вагону. На табло также высвечивается если поезд опаздывает.

Билеты по 26.9евро с человека в один конец(Милан Рогоредо-  Флоренция) -тариф smart компании Italo. Билеты покупали через интернет на сайте компании Italo.

Поезд идет 2 с половиной часа. Из Милана в 8.45, во Флоренции в 10.25, обратно- 18.25-20.03 5 сентября, вокзал Рогоредо.

Флоренция находится среди гор- они невысокие, но перед городом поезд постоянно ныряет в туннели. Сам город- в долине.

 

Когда я составляла план осмотра того или иного города, то пользовалась отзывами наших российских туристов- основные достопримечательности, общественный транспорт, разные национальные нюансы  и т.п.

Так вот о Флоренции складывалось впечатление, что город небольшой, основные достопримечательности немногочисленны, осмотреть их можно быстро- поэтому мы не рассчитывали на насыщенную поездку, думали, что это будет день отдыха.

Оказалось, что это не так- Флоренция приятно удивила.

Впрочем, в отзывах туристов упоминалось, что Гитлер считал Флоренцию самым красивым городом Европы и ее даже почти не бомбили.

Может быть, и не самый красивый, но однозначно, - это именно исторический город, здесь средневековая Европа представлена лучше всего, здесь просто дух Средневековья.

 

Вокзал (неприметное бежевое здание на заднем фоне), слева церковь Санта Мария Новелла(такое же название носит вокзал Fierenze SMN)

 Достопримечательности начинаются прямо у вокзала. Первое что вы видите выйдя из здания вокзала - Церковь Санта-Мария Новелла, Basilica di Santa Maria Novella.

Это главная церковь Флоренции, принадлежащая ордену Доминиканцев. Церковь спроектировали два доминиканских монаха. Строительство началось 1246 году, закончилось  в 1360 году.  Внутри церкви расположено несколько капелл.

 Капелла — у католиков домашняя церковь в замках и дворцах для частных богослужений, или отдельная молельня какого-либо знатного семейства; отдельное помещение с саркофагом (гробницей, реликварием) в интерьере больших храмов. Также капеллой называется помещение в боковых нефах храма или апсиде. Последние предназначались для хранения святых мощей и реликвий.

 

 

 Базилика Сан-Лоренцо

 Тоже находится недалеко от вокзала, впрочем, город весьма компактный- здесь всё рядом. И ходили мы везде пешком.

Архитектурный памятник XV века, выстроенный в стиле раннего Ренессанса. В храме находятся усыпальницы представителей семейства Медичи. Во времена расцвета этой влиятельной флорентийской фамилии базилика Сан-Лоренцо была приходской церковью Медичи. Около главного алтаря находится могила основателя династии Козимо Старшего. При базилике находится монастырь и библиотека Лауренциана.

 

 Флоренция — подлинная жемчужина итальянского Возрождения, ведь здесь сосредоточено буквально все, чем знаменита эта эпоха. Одна из главных особенностей города, создающая его его своеобразный — роскошный, пышный и одновременно строгий «флорентийский» стиль, — великолепные дворцы или «палаццо», как их называют итальянцы.

Палаццо Строцци — именно такой, знаковый дворец эпохи позднего Ренессанса.

Конечно, одна из главнейших достопримечательностей- собор Дуомо,который не умещается ни в какие фото целиком- так он огромен.

Собор Санта Мария дель Фьоре - главная церковь Флоренции. Дуомо (Duomo), как обычно называют собор, начали строить в 1296 году, по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио. Строили долго, и с постройкой купола (dome), венчающего Собор, решено было, что Собор готов к освящению. В 1436 году Папа Евгений IV освятил Собор.

По сути, флорентийский Дуомо – это огромная мозаика, каждый сегмент которой может быть интересен уже сам по себе. Колокольня, купол, резные фасады, Врата Рая, изображающие жизнь Иоанна Крестителя, две смотровые площадки на крыше комплекса – все это действительно производит впечатление.

С правой стороны от собора вы увидите устремившуюся ввысь башню необычной четырехгранной формы — это Кампанилла Джотто(кампанилла- башня). Флорентийцы присвоили этой колокольне имя своего земляка — известного художника Джотто ди Бондоне.

Баптистерий Сан ДжованниBattistero di San Giovanni — одно из самых старых зданий Флоренции. Строительство баптистерия велось с 1059 по 1128 год. 

Баптистерий  — пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Внутри баптистерия располагается крестильная купель, как правило, достаточно большого размера, чтобы в неё мог погрузиться взрослый человек, либо даже несколько людей. Баптистерии известны не ранее IV в. и первоначально были довольно больших размеров. Часто они служили для подготовки готовившихся принять крещение, а иногда и для собрания христианской общины.

Главная особенность Баптистерия Сан Джованни, помимо своего возраста - двери: южные, северные и восточные, обращенные в сторону Собора.

 После соборной площади мы стали исследовать близлежащие улицы и площади- достаточно бессистемно, т.к. средневековый колорит присутствует повсюду и повсюду много интересных красивых зданий.

Сначала мы бродили по правому берегу реки Арно.

Монастырь и церковь Сан-Марко

Монастырь, который в XIV столетии перешел к Доминиканскому ордену от Конгрегации сильвестринцев святого Бенедикта по воле правителя Тосканы (бенедиктинцы недостаточно хорошо вели хозяйство). Считается, что обитель возникла в XII веке.

Во второй половине XIX века в монастыре был создан Национальный музей Сан-Марко. В коллекциях этого музея представлены бесценные экспонаты творцов Возрождения.

Больница Santa Maria Nuova

Санта-Мария-Нуова – это самая древняя из ныне действующих больниц Флоренции. Её основал в 1285-м году Фолько Портинари, именем которого названа соседняя улица. Сама же идея богоугодного заведения принадлежала женщине по имени Монна Тесса, которая служила гувернанткой при шести дочерях Фолько. Она стала душой нового госпиталя, полностью посвятив себя уходу за больными и руководствуясь заветами Святого Франциска Ассизского.

 Многочисленные пожертвования зажиточных мирян позволяли госпиталю Санта-Мария-Нуова не только исправно функционировать, но и расширяться. Для его украшения нанимали известных художников и архитекторов. В начале 15-го века Биччи ди Лоренцо достраивает к зданию дворик, где до сих пор сохранились глазурованные терракоты скульпторов Джованни делла Роббиа и Микелоццо.

Большинство фресок, которыми были покрыты коридоры больницы Санта-Мария-Нуова, отделили от родных стен. Сейчас их выставляют в городских музеях. Портик перед фасадом Санта-Мария-Нуова спроектировал Буонталенти, но окончательно его достроили лишь в 1960-м году.

Кстати, интересный факт: в морге именно этой больницы Леонардо да Винчи изучал строение человека.

Площадь Санта-Кроче раскинулась перед одноимённой базиликой с ярко-синей шестиконечной звездой наверху.

Пьяцца-Санта-Кроче была разбита, чтобы вместить многочисленных верующих, которые приходили на проповеди здешних монахов. В эпоху Возрождения здесь проводились турниры и празднества, а также играли в старинный флорентийский футбол.

 

Церковь Санта Кроче, Basilica di Santa Croce - самая большая францисканская церковь в мире. Знаменита тем, что здесь похоронены  более 300 всемирно знаменитых людей. Удивительно прекрасное здание, стены которого были расписаны кистью самого Джотто.

Церковь Святого Креста-именно так переводится Basilica di Santa Croce. Выбор названия прост — по форме это сооружение напоминает крест.

 Согласно легенде Санта Кроче основана самим Св. Франциском. Строительство церкви началось в 1294 году и велось на деньги самых богатых  семей Флоренции. 1442 год — освящение Церкви Санта Кроче.

Слева- памятник Данте Алигьери. Место Данте в культуре Италии сравнимо с местом Пушкина в российской словесности. Он создал современный итальянский язык, больше 700 лет назад. Тогда Италия говорила на 14 диалектах, а языком общения культурных людей служила латынь. Данте пропагандировал итальянский язык. Он считал, что нужно изобрести новый язык, который как бы объединит нацию и предлагал сделать это средствами литературы.

Звезда Давида над розой фасада выглядит абсолютно неожиданно для христианской церкви. Мода на мраморную облицовку церквей пришла во второй половине 19 века, совсем недавно. Тогда все церкви оделись в нарядный мрамор. Для этого дела нанимали разных архитекторов, и фасад Санта Кроче строил архитектор-еврей по фамилии Матас. Он и протащил звезду Давида в качестве декоративного элемента. Уже удивительно. Но еще удивительнее, что немцы, оккупировавшие Флоренцию под конец войны, не сковырнули этот символ.

На западной стороне площади Санта-Кроче в 17-м веке установили фонтан. Рядом с ним стоит здание с тремя флагами – Палаццо Кокки-Серристори. Возможно, его построил Джулиано да Сангалло. Здание стояло на линии городских стен 12-го века, а слева от его фасада находились ворота.

Во внутреннем дворике Санта-Кроче вы сможете увидеть усыпальницу великих. Среди них — Микеланджело, Галилео Галилей, Макиавелли, Россини,Маркони.

 Здание Национальной библиотеки выходит на площадь Санта Кроче, а главный фасад- на набережную реки Арно.

Вид с набережной реки Арно ничуть не хуже подобного вида в Будапеште.

Сама река с искусственными водопадами, на противоположном высоком берегу готические шпили и черепичные крыши, зелень холмов-все это очень красиво.

Решили пойти на левый берег Арно, на площадь Микеланджело, которая возвышается над городом.

От Санта Кроче попасть на левый берег можно  через либо мост Ponte alle Grazie, либо через мост Ponte San Niccolo…

Башня Torre della Zecca находится рядом с мостом San Niccolo. Это одна из сохранившихся башен, являвшихся некогда частью городской стены, окружавшей город.

По мосту перешли к башне св.Николая- старинному средневековому сооружению.

Площадь Джузеппе Поджи, Piazza Giuseppe Poggi — место, с которого начинается подьем по дороге-серпантину на площадь Микеланджело. Джузеппе Поджи, в честь которого названа площадь — итальянский архитектор, под чьим руководством, в 60-х годах 19-го века было проведено обновление облика города. А именно: снос средневековых городских стен, кольцом окружавших город, строительство аллей, бульваров и площадей на их месте…Наградой тем, кто удосужится добраться до площади Микеланджело будет великолепный вид на Флоренцию, известный всем благодаря открыткам, проспектам и т.п.

Прошли  гроты в скале, мимо них проходит подъем к площади Микельанджело.

 

На площади - огромная смотровая площадка, откуда открываются самые лучшие виды на Флоренцию.

А на противоположном холме очень красивые парки и сады.

Справа на реке виден мост Понте Веккьо

Территория холма Боболи (Boboli)

 

На площади –копия скульптуры Давида, от времени он совсем зеленый.

Площадь Микеланджело построена в 1869 году по проекту Джузеппе Поджи в рамках обновления вида города.

Площадь посвящена скульптору Микеланджело — в центре площади установлена копия скульптуры «Давид» украшенная копиями аллегорий Капеллы Медичи из Сан Лоренцо. Копии сделаны из бронзы, в то время как оригиналы — из белого мрамора. Монумент на площадь доставили упряжкой  в 9 пар быков в июне 1873 года…

С площади мы спустились  к реке и прошли по другому берегу реки Арно - к мосту Понте-веккьо.

Все тот же средневековый колорит.

Еще один мост - мост Ponte alle Grazie

Крытая галерея и галерея Уффици(справа).

 Дворец, построенный для семейства Питти в XV веке в мрачноватом архитектурном стиле кватрочето (одно из направлений Раннего Возрождения).

Дворец Питти, Palazzo Pitti — самый большой флорентийский дворец. Строительство дворца началось в 1458 году, заказчиком был флорентийский банкир Лука Питти. Из-за финансовых проблем, в 1464 году строительство дворца приостанавливается, а в 1472 году умирает и сам закзчик. В 1549 году Элеонора Толедская (жена  Великого Герцога Козимо I Медичи) покупает дворец у наследников банкира. Дворец становится главной резиденцией правящей фамилии Медичи. Усилиями Козимо I Медичи дворец был расширен, был построен коридор Вазари, соединяющий дворец со старой резиденцией — Палаццо Веккьо. Территория холма Боболи (Boboli) позади дворца была использована для разбивки громадного садово-паркового комплекса известного в наше время под именем Сады Боболи, Giardini di Boboli.

В конце 18 века дворец служил штаб-квартирой Наполеона, а в середине 19 века, после объединения Италии — королевским дворцом (Флореция, с 1865 по 1870, являлась столицей Королевства Италия). В 1919 году, король Италии Виктор Эммануил III дарит дворец народу Италии. Сейчас здесь размещены Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма.

В Палатинской галерее, Galleria Palatina, представлены картины Рафаэля, Тициана, венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса, Ван Дейка, Караваджо и Мурильо.

Богатейшее итальянское семейство Медичи захотело разбить возле своего дворца огромный роскошный парк. Так и появились эти знаменитые сады с террасами, фонтанами и гротами, а потом они послужили образцом для самых знаменитых европейских парков. После того как французский король увидел сады Боболи, он захотел создать и у себя на родине нечто подобное. Так возник парк Версаля

Рядом с дворцом Питти и мостом Понте Веккьо- дом, где Достоевский писал "Идиота"

 

Понте Веккьо, Ponte Vecchio - один из символов Флоренции. Построен в 1345 году на месте прежнего, древнеримского, снесенного наводнением 1333 года.

Первые торговые лавки появились в 13 веке еще на древнеримском мосту. Торговля продолжилась и на вновь построенном. Торговали мясом, рыбой. Вонь была еще та. Великому герцогу Фердинанду I, сыну Козимо I, надоела эта самодеятельность и в 1593, своим приказом, он запретил торговлю на мосту мясникам и прочим «неэстэтичным» персонажам.

Чтобы поднять престиж моста, тем же приказом здесь было разрешено вести свою деятельность ювелирам, потомки которых и по сей день имеют магазины на мосту. Свою продукцию (украшения и пр.) было принято выкладывать на столы перед лавками.

Как утверждают экономический термин «банкротство» зародился именно здесь, на Понте Веккьо. Если торговец не мог оплатить свои долги, то стол, на котором размещался товар (banco), разбивался (rotto) в щепки приставом. Таким образом действие по разбиванию стола называлось «bancorotto» (дословно разбивание стола) — вот так вот банкротили горе-бизнесменов.

В настоящее время на мосту Понте Веккьо расположены ювелирные магазины и лавки…

 Лавки на мосту.

Мост Санта Тринита (Святая Троица), Ponte Santa Tr?nita, был построен в 1557 году по проекту знаменитого флорентийского архитектора Бартоломео Амманати, и назван по имени, рядом стоящей церкви.

 В 1608 году мост, по бокам, украсили четыре статуи, олицетворяющие четыре времени года.  В августе 1944 года мост был разрушен отступавшими германскими войсками. Флорентийцы считали, что немцы, как союзники, не будут взрывать мосты города, тем более, что Гитлер любил Флоренцию, называл ее «жемчужиной Европы», посещал ее. Увы, повезло только мосту ювелиров — Понте Веккьо. Мост Санта Тринита «без боя» не сдался — его удалось разрушить только с третьего раза.

Мост Санта Тринита считается самым старым в мире мостом с элиптическими арками и самым элегантным мостом в Европе. Это вид с моста Понте Веккьо.

 

 

 Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio, Старый дворец) - правительственное здание постройки 1298-1299 гг.

Дворец конца XIII – начала XIV столетий, в котором располагается городской муниципалитет. Здесь веками заседали правители Флорентийской республики и Герцогства Тосканы.

Здание венчает башня высотой 94 метра, названная в честь мастера Арнольфо ди Камбио. Палаццо сохранился до наших дней в своем первоначальном виде. Богатое внутренне убранство – заслуга придворного архитектора семейства Медичи мастера Д. Вазари.

 

Пьяцца делла Синьория, Piazza della Signoria - центральная площадь Флоренции, во все времена, служившая политическим центром города. Здесь располагаются дворец Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), Лоджия Ланци, Галерея Уффици.

 

Лоджия Ланци, она же Лоджия делла Синьория (1376-1382)

Аркадное строение было построено в период с 1376 по 1382 годы под руководством Бенчи ди Чионе и Симоне ди Франческо Таленти.

Здание предназначалось для собраний и приёмов Флорентийской республики, а позднее в XVI веке получило своё название благодаря размещавшимся в лоджии ландскнехтам (итал. Lanzichenecchi, в сокращенном варианте — итал. Lanzi) великого герцога Тосканы Козимо I Медичи.

 

Ложа Ланци прекрасное место, где можно отдохнуть от ходьбы и жары, охраняется служителем, который зорко следит за тем, чтобы никто не забирался на постаменты (а есть и такие), не принимал пищу и не утолял жажду.

 В настоящее время лоджия Ланци представляет собой музей под открытым небом, где размещается экспозиция скульптурных произведений из собрания близлежащей Галереи Уффици, в том числе: «Персей с головой Медузы»Бенвенуто Челлини, «Похищение сабинянок» и «Геркулес и Кентавр» Джамболоньи, древнеримская копия древнегреческой скульптуры «Менелай с телом Патрокла», «Похищение Поликсены» Пио Феди, а также несколько античных женских статуй.

Галерея Уффици, Galleria degli Uffizi — музей, один из самых старых и знаменитых в Европе. Здание дворца, где размещается галерея, должно было совместить под одной крышей все службы города,  отсюда и название uffizi (службы).

Идея пришла правителю Флоренции и Тоскании,  герцогу Косимо I Медичи и в 1560 году, под руководством архитектора Джорджо Вазари началось строительство здания. Дата окончания строительства — 1581 г.С 1575 года в здании Уффици началось формирование музея — его основу составила семейная коллекция Медичи. Колекция постоянно пополнялась и сейчас она включает множество шедевров таких итальянских мастеров, как Джотто, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Уччелло, фра Филиппо Липпи, Чимабуэ, Пьеро делла Франческа и др.

 

 

История Флоренции

Датой основания Флоренции традиционно считается 59 год до н. э., когда в долине реки Арно было заложено селение для ветеранов-легионеров армии Юлия Цезаря. Согласно легенде, это произошло весной, в дни празднеств богини цветов Флоры, олицетворяющей весеннее пробуждение природы. Именной ей город и обязан своим названием.

 В римский период здесь возводились характерные для того времени сооружения – термы, амфитеатр, акведук. До сих пор в центральной части города, вокруг бывшего Форума (сегодня площадь Республики), сохранилась типичная для римлян прямоугольная планировка улиц. К концу II века Флоренция стала полноценным городом, где размещался штаб командующего легиона, контролирующего регион всей современной Тосканы. Покровителем города считался бог войны Марс.

 В IV веке здесь утвердилось христианство. Флоренция стала архиепархией, а культ Марса сменился поклонением Иоанну Крестителю – новому покровителю города.

 В V столетии Флоренция подверглась нашествию остготов, а с 570 по 774 годы на землях Тосканы властвовали германцы-лангобарды. Их правители избрали для своей резиденции Лукку, и Флоренция на время отошла в тень. В 744 году король франков Карл Великий захватил Лангобардское королевство, и чуть позже на этих землях было основано Тосканское маркграфство, формально входящее в состав Священной Римской империи.

 

В начале XII века, воспользовавшись периодом обострения конфликта между папой и императором, флорентийская знать взяла судьбу города в свои руки, установив самоуправление. В 1183 году император Фридрих Барбаросса был вынужден официально признать муниципальную автономию города. Флоренция постепенно начала захват окрестных территорий, начав с города Фьезоле. В XV веке она покорила Пизу, получив доступ к морю, а в XVI столетии было сломлено сопротивление Сиены. Некоторые тосканские города и территории богатая Флоренция не завоевывала, а просто скупала.

 Своим превращением из маленького городка в процветающий город-государство Флоренция изначально обязана торговле шерстью. Гильдия торговцев шерстью во Флоренции («Арте делла Лана») вывозила шерсть из Северной Европы, а красители – из стран Среднего Востока. Используя собственные секреты ткачества и окраски, флорентийцы производили тяжелые красные одежды и продавали их по всему Средиземноморью. Огромные доходы заложили основы банковского дела во Флоренции, ставшей со временем финансовой столицей Европы. Золотые флорины – деньги, которые чеканили здесь, в те времена были международной европейской валютой.

 Богачи Флоренции манипулировали правительством с помощью партии гвельфов (сторонников папы), находящейся в конфронтации с гибеллинами (сторонниками императора). История этого противостояния запечатлена в произведениях Данте, Макиавелли, Шекспира. В XV веке во Флоренции борьба между ними обострилась, и богатые купцы привели к власти человека из своего сословия – Козимо Медичи. Его потомки правили во Флоренции до XVIII столетия. С Медичи связан и «золотой век» города в эпоху Возрождения, и конец республиканского правления. В 1569 году Флоренция, приросшая землями соседних городов, стала столицей Великого герцогства Тосканского.

 В 1737 году наследная герцогская линия Медичи оборвалась, и Тоскана перешла в руки Габсбургов. В период наполеоновских войн Флоренция имела статус столицы образованного на территории Тосканы королевства Этрурия, ставшего одной из провинций Франции. В 1814 году Тоскана вернулась под управление Габсбургов.

 В 1860 году на всеобщем плебисците флорентийцы поддержали движение за воссоединение всех итальянских земель. На завершающем этапе рисорджименто (национально-освободительной борьбы), с 1865 по 1870 годы, Флоренция являлась столицей Италии. Этот период неоднозначно отразился на ее облике: часть исторических построек в центре города была снесена. Конец ХХ века ознаменовался для Флоренции расширением городских границ до ближайших предгорий и возникновением промышленного района Рифреди.

 В 1944 году, в период боевых действий, когда фронт проходил по реке Арно, город не раз подвергался бомбардировкам. Кроме того, отступая, немецкие войска взорвали все мосты, за исключением Понте Веккьо, который удалось спасти. Разрушительный катаклизм случился во Флоренции в 1966 году, когда во время разлива реки Арно городские улицы были затоплены, и немало произведений искусства пострадало.

 

Культура

 Флоренция, чье имя неразрывно связано с блестящей эпохой Возрождения, может похвастаться и памятниками более древних времен. Еще в XI веке здесь были возведены такие великолепные строения, как баптистерий и церковь Сан Миньято аль Монте. От других романских церквей Италии эти сооружения отличают четкие линии фасадов и оригинальный декор. Пришедшая на смену романскому стилю готика во Флоренции также имеет свои индивидуальные черты.

 В XIII веке местная знать и разбогатевшие купеческие семьи не жалели средств для обустройства города, желая представить его и, конечно, самих себя в выгодном свете. Сюда начали съезжаться самые знаменитые мастера того времени. Наиболее известным из них был Арнольфо ди Камбио. Творения этого зодчего – кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Палаццо Веккьо, церковь Санта Кроче – до сих пор изумляют своей красотой и определяют весь облик города.

 Современником Арнольфо ди Камбио был живописец Чимабуэ, в произведениях которого пластика фигур отличалась необыкновенным изяществом, что было ново для того времени, ведь художники находились под сильным влиянием византийской школы, требовавшей стилизованных изображений. Неоценимый вклад в сокровищницу мирового искусства внес и Джотто ди Бондоне, великий художник и архитектор. Его новаторство состоит в использовании полутонов, позволивших создавать на холсте объемное пространство, подчеркивая полноту жизни и красоту человеческого тела. Благодаря Джотто живопись заняла во Флоренции главное место: он и его ученики написали за одно столетие больше картин, нежели все немецкие и французские живописцы вместе взятые.

 XV столетие – золотой век Возрождения. Богатые флорентийские семьи, соревнуясь в покровительстве искусству, способствовали его расцвету. Не последнюю роль в процветании Флоренции сыграла и правящая здесь семья Медичи. Особо прославились своей любовью к прекрасному и меценатством герцоги Козимо I и Лоренцо Великолепный. Так, Козимо Медичи создал первую публичную библиотеку во Флоренции. Он покровительствовал ученым, художникам и поэтам. Его внук Лоренцо, выросший в царстве поклонения искусству, превзошел своими благотворительными деяниями знаменитого предка, заслужив прозвище «Великолепный». Отличался он и умелым управлением. Когда политик и мыслитель Макиавелли писал трактат «Государь», популярную и в наши дни настольную книгу у сильных мира сего, его вдохновляли деяния герцога Лоренцо.

 Выдающимися представителями флорентийской школы Возрождения были Филиппо Брунеллески, создатель колоссального купола кафедрального собора и скульптор Донателло, прославившийся благодаря своему психологическому дару проникновения в суть изображаемого образа и знанию анатомии человека. Не менее известны скульпторы Лоренцо Гиберти, Лукка делла Роббиа, Андреа дель Верроккьо, художники Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фьезоле, Антонио Росселино.

Зенит эпохи Возрождения во Флоренции ознаменовался творчеством Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти. Но с этими именами связано и начало заката великого века Флоренции. Да Винчи уехал отсюда в 1506 году во Францию, а Рафаэль и Микеланджело перебрались в Рим. За исключением картины «Поклонение волхвам» Леонардо не оставил во Флоренции почти ничего. Наследие Микеланджело более выразительно. Во Флоренции среди прочих его шедевров находится знаменитый «Давид» – самая крупная скульптура из мрамора со времен античности. Рафаэль прославил Флоренцию своей серией картин, получившей название «Флорентийские мадонны».

Современная Италия обязана Флоренции созданием общегосударственного языка, который сформировался на основе именно тосканского диалекта. На протяжении веков классическая римская латынь постепенно превращалась в малопонятный мертвый язык, а итальянцы общались на сотнях наречий, которые настолько отличались в разных провинциях, что скажем, жители Сицилии не понимали венецианцев, а пьемонтцы – лигурийцев. Экономическое могущество средневековой Флоренции способствовало тому, что язык флорентийских купцов и банкиров был принят как деловой язык во всех регионах страны. Однако понадобилось еще не одно столетие для того, чтобы тосканский диалект превратился в блестящий литературный язык. Его творцами по праву считаются великие представители эпохи Возрождения – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо.

 Коренные жители Флоренции, с детства до последнего дыхания окруженные произведениями высокого искусства, подтверждают правоту архитектора Корбюзье, тонко подметившего, что среда формирует личность. Проходя по улицам города, не устаешь удивляться безошибочному вкусу горожан, который проявляется и в элегантных нарядах пожилых дам, и в стильной одежде молодежи. В Италии утверждают, что только флорентийцам удается так виртуозно и изящно завязать галстук. Славятся жители Флоренции также своим остроумием и некоторой надменностью по отношению к приезжим, которую они успешно маскируют показной любезностью.

 

Сезоны туризма

 Месторасположение Флоренции в долине, окруженной холмами, ощутимо влияет на местный микроклимат. В весеннюю и осеннюю пору горы ограждают город от холодных воздушных потоков, стремящихся проникнуть сюда со стороны Северных Апеннин. Вместе с тем, в этом горном «котле» летом душно как в бане. Часто температура в центре Флоренции поднимается до +40 °С. Тем не менее, летняя пора считается высоким сезоном туризма.

 В это время сами флорентийцы покидают город, направляясь на отдых к морю или в горы, а туристы, отдыхающие на побережье Италии, напротив, устремляются сюда на экскурсии. Недостатки посещения Флоренции летом – жара, столпотворение, а иногда – даже невозможность расслышать, о чем рассказывает экскурсовод, так как со всех сторон звучит громкая и экспрессивная речь его коллег, сопровождающих другие группы туристов. Кроме того, закрыты многие магазины, рестораны, лавки, где в другое время года продаются любопытные изделия местных мастеров. Среди преимуществ – радостная атмосфера: каждый вечер здесь проходит какое-либо празднество или состязание, проводятся театральные постановки, выступают исполнители классической музыки и джаза, рок-группы. Еще один «плюс» высокого сезона во Флоренции – музеи продлевают часы своей работы и принимают туристов после 17:00.

 наверх