Перевал Сен-Бернар
На арендованном авто по Европе
Мы попали на Перевал Сен-Бернар по пути из Франции-Швейцарии к побережью Средиземного моря в Италии.
Выехав из кемпинга в Эвиан-ле-Бен на берегу Женевского озера во Франции, мы направились в сторону Италии. Мы хотели проехать по бесплатным дорогам Италии, поэтому не поехали через туннель, и сами того не ожидая, оказались в историческом месте.
Большой Сен-Бернар (фр. Col du Grand-Saint-Bernard, итал. Colle del Gran San Bernardo) – третий по высоте альпийский перевал, связывающий Швейцарию и Италию.
Высота перевала 2469 м над уровнем моря.
В 1905 году через перевал была построена дорога, которая связывает итальянскую Аосту (итал. Aosta, фр. Aoste) с швейцарским Мартиньи (фр. Martigny).
В зимний период, с октября по май, дорога, как правило, закрыта.
Ниже перевала, на высоте 1915 м проходит тоннель одноименного названия (фр. Tunnel du Grand-Saint-Bernard), который был открыт в 1964 году.
За переезд через этот тоннель (в его итальянской части) надо будет заплатить 27.90 евро или 29.30 CHF
Это самый древний альпийский перевалочный маршрут, который в течение тысячелетия охранялся монахами, содержащими приют на вершине.
Это самый низкий перевал, лежащий на хребте между двумя самыми высокими вершинами Альп: Монблана и Монте-Розы.
Сам перевал расположен в Швейцарии в кантоне Вале, очень близко к Италии, на главном водоразделе, который отделяет бассейн Рона от По.
Великий Сен-Бернар является самым древним проходом через Западные Альпы, он использовался еще в эпоху бронзы и там сохранились следы римской дороги.
В 390 году до н.э. галльская армия перешла через перевал, чтобы завоевать Рим; и с незапамятных времен простые люди пользовались перевалом для торговли между северной Европой и Италией.
Это еще Франция
А это уже Швейцария
В 1 веке до н.э. переход через перевал совершил Юлий Цезарь со своими легионами, а в 800 г. уже нашей эры – император Карл Великий. Использовал перевал для своих походов в Италию и Наполеон Бонапарт.
В 1050 году Святым Бернардом из Ментона на перевале был основан монастырь, при нём горный приют, которые, как и перевал, получили его имя. Монастырь и приют св. Бернара существуют и по сей день. Живущие здесь монахи круглогодично готовы предоставить кров и пищу путникам.При монастыре есть музей, в котором можно познакомиться с историей перевала и жизнью монахов с древних времен.
Практически сразу после монастыря проходящая вдоль небольшого озера дорога приводит нас к границе. Кстати, памятник св. Бернару поставлен на итальянской территории.
19 июня 1805 года, по желанию Наполеона, в часовне был похоронен французский генерал Дезе.В 1817 году дорогой ежегодно пользовались около 20 000 человек.
В мае 1800 года через этот перевал прошла 40-тысячная армия во главе с Наполеоном.Это событие изображено на картине Жака-Луи Давида в “Наполеон на перевале Сен-Бернард” и на картине Ипполита Делароша «Бонапарт в Альпах».
Здесь была выведена порода собак сенбернар, которые были обучены поиску людей в лавинах.
Использовать собак для поиска и спасения людей, пострадавших во время долгого и трудного пути от непогоды или от схода лавин, монахи монастыря начали еще в 17 веке.
В те времена собаки сильно отличались по своему виду от сегодняшних сенбернаров. Они были менее массивными и более подвижными. Основными их достоинствами были и остаются толстая шкура, защищающая от холода, снега и льда, а также необычайно острый нюх, позволявший находить пострадавших людей глубоко под снегом.
На перевале Сен-Бернар располагается питомник этих удивительных собак. Он открыт для посещения в летнее время.
Сенбернары – результат скрещивания мастифов, датских догов и/или ньюфаундленда – впервые упоминается в 1708 году. С тех пор эти огромные собаки с маленькими бутылками, привязанными к ошейнику – в этих бутылках, говорят, носили бренди, хотя, вероятнее, это было молоко – стали символом гор.
Велоспорт
Перевал Большой Сен-Бернар был задействован на Гранд-турах 11 раз: 6 раз на Джиро д’Италия и 5 раз на Тур де Франс. Последний раз в 2009 году. Известные велосипедисты первыми поднимались на перевал в ходе гонки как на Джиро, так и Туре.
Детали подъёма
- Северный
Начинается в швейцарском городе Мартиньи, расположеном ниже Коль де Ла Форкла. Подъем на перевал составляет 41,5 км в длину со средним градиентом 4,8 % (максимальный до 10 %) и перепадом высот 1980 м. Кроме того, он достигает высоты 2473 метров, являясь один из самых высоких в Альпах. Благодаря этим данным северный подъём считается колоссом Альп и один из самых сложных перевалов в Европе.
- Южный
Этот маршрут начинается в итальянском городе Аоста и столь же труден как и северный маршрут. Подъем на перевал составляет 33,1 км в длину с постоянным градиентом 5,7 % и перепадом высот 1874 м. На этом как и на противоположном склоне, снег является обычным пейзажам.
Да, велосипедисты нам попадались на этом перевале неоднократно. Смотреть на их голые коленки при пронизывающем ветре и снежной метели было очень больно.
Толщина снега зимой может достигать 10 метров. Температура может опускаться до -30 градусов Цельсия.
Мы попали в сильную метель и туман, так что всей красоты не увидели. А ведь это начало сентября, и внизу еще жарко как летом.
Это уже в Италии
А вот так выглядит спуск в Италию- солнце, зелень и жара. И там, впереди нас ждет Средиземное море, с температурой воды в сентябре -26 градусов. А на перевале температура воздуха была- плюс три!