Бергамо
29 августа- день перелета из Братиславы в Милан.
Вылет в 10 компанией Ryanair. Летим без багажа- только ручная кладь 35х20х20. Реально рюкзак у меня гораздо больше( под допустимые размеры "Победы"), но его никто не меряет.
В 12.30 мы в Бергамо- это один из аэропортов Милана. Перелет над горными хребтами, покрытыми снегом- очень красиво.
Аэропорт Бергамо Орио-аль-Серио имени Караваджо расположен в 3 км от центра Бергамо и в 45 км от Милана. Это крупный хаб авиакомпании Ryanair, а также в этот аэропорт приземляются самолеты компаний WizzAir, BlueAir и Победа. Много авиакомпаний с дешевыми билетами. Из московского Внуково сюда летают самолеты бюджетной авиакомпания «Победа».
У Ryanair здесь крупный хаб. Сюда можно дешево долететь из Таллина, Риги, Вильнюса. Так, билет туда и обратно из Таллина в Бергамо обходится от 60€ (во время акций можно купить и дешевле!) плюс 40-50€ на автобусе из Петербурга в Таллин.
С 2018 года самолеты Ryanair будут лететь и из Лаппенранты (Финляндия). Это удобно для жителей Петербурга.
Также аэропорт принимает самолеты авиакомпании Wizz Air (в том числе из Вильнюса), Nordica (чартеры из Таллина) и другие.
Из зала прибытия 5-7 минут пешком — надо пересечь автостраду по подземному переходу. И сразу будет вход в огромный торговый центр OrioCenter.
Было решено по прилете посмотреть этот чудесный городок, а уже после добираться на поезде до Милана.
Бергамо (Bergamo) – это город, который дал миру Труффальдино, Арлекина, Бригеллу. Его до сих пор охраняют средневековые стены, а по краям – мощные крепости, позволяющие городу хранить дух средневековья. Достопримечательности Бергамо расположены компактно, а сам он очень уютен. Располагается Бергамо в Альпах (Alpi), в долине самой крупной реки Италии – По (Po). Проживает в городе более 116 тыс. жителей, а его площадь составляет 39 км2.
Доехали на местном автобусе номер 1 от аэропорта до ж.д.вокзала, но камеры хранения там не оказалось поэтому пришлось ходить с тяжеленьким рюкзаком. Вообще, ж.д.вокзал оказался похожим на наши полустанки- т.е. кроме билетного автомата и компостера для купленного билета там больше ничего нет. Но больше всего нам не понравилось огромное количество негров в самом вокзале и около. Ведут себя развязно, ожидать от них можно что угодно - типа наших кидал и гопников. Они сидят и лежат группами на газонах привокзальной площади. Парочка подозрительных типов постоянно дежурит у автомата по продаже билетов. В общем, пресловутая проблема мигрантов в Европе действительно существует. Явно видно, что они не работают и работать не собираются, хотя вид у них вполне сытый и хорошо одетый.
Т.к.мы заранее, в инфоцентре аэропорта купили дневной проездной на все виды транспорта Бергамо, включая фуникулеры, на 24 часа за 5€, то поехали в старый город (Citta Altа) на все том же автобусе номер 1.
Бергамо принято делить на две части: верхний (Citta Alta ,произносится чИтта Альта) и новый (Citta Bassa). Историческая часть Бергамо расположена на высоте 380 м над уровнем моря и соединяется с Citta Bassa фуникулером. Фуникулеров - два.
Первый поднимает до старого города. Второй- до самого верхнего.
Пьяцца Меркато делле Скарпе
Название переводится как Площадь Обувного Рынка. Верхняя станция фуникулёра обосновалась в здании XIV века, фасадом выходящего на эту площадь, напротив — в отреставрированных арках старинного дома располагается кафе. А по центру небольшой площади — большой резервуар, он построен в 1486 году, это было самое большое по тем временам вместилище воды для города; сейчас оно закрыто.
Эта площадь интересна тем, что, во-первых, она своего рода передняя Верхнего города, сразу погружающая гостя в атмосферу старины, во-вторых, это историческое место, где сходились в Бергамо главные дороги, которые вели из Милана и Венеции, в-третьих, здесь гость решает, какой дорогой ему идти и знакомиться со старым Бергамо: пойти направо и вскоре оказаться у Башни Рокка, налево — и обойти город по периметру стены, зайдя на центральную площадь с тыла, или чуть вправо и вверх по улице, чтобы выйти на Пьяцца Веккья.
Пьяцца Меркато делле Скарпе неровная, своей формой и рельефом она как бы задаёт для гостя правила его существования на протяжении всего похода по узким кривым улицам, вымощенным булыжником: улочки будут резко подниматься вверх и так же круто спускаться вниз, сужаться и расширяться, петляя между высоких мощных стен старинных домов и палаццо.
Главной площадью города является Piazza Vecchia. Появилась она во второй половине XV ст. после сноса старых зданий.
Здесь расположены старая и новая Ратуши, а в углу площади возвышается самая высокая башня города. В центре Piazza Vecchia установлен фонтан со сфинксами.
Первое здание старой ратуши, Palazzo Vecchio o della Ragione появилось в середине XII ст. Сначала главный фасад здания выходил на соседнюю площадь Duomo и находился напротив церкви Basilica di S. Maria Maggiore. Но через сто лет здание сгорело, из-за чего его пришлось восстанавливать. Работы затянулись и были закончены в середине XV в. Как раз в это время была обустроена Piazza Vecchia, поэтому главный фасад ратуши сделали с выходом на эту площадь. В 1513 г. на Бергамо напали испанцы, – и ратуша вновь была повреждена. Реставрационные работы начались в 1538 г., после чего появилось здание, дошедшее до наших дней.
Выглядит ратуша интересно за счет того, что первого этажа в ней нет: вместо этого – открытые высокие арки, придающие внушительному каменному зданию легкий и воздушный вид.
Миновав их, можно попасть на соседнюю площадь Duomo. На второй этаж ведет каменная лестница, что находится на Piazza Vecchia справа от здания, если стоять к нему лицом. Окна второго этажа выполнены в венецианском стиле. Также на площадь выходит балкон, с которого глашатаи оглашали принятое решение. В XVIII в. на Ратуше установили солнечные часы, сделанные математиком и физиком Джованни Альбрици (Giovanni Albrizzi).
Новая ратуша (Palazzo Nuovo) расположена напротив Palazzo Vecchio o della Ragione. Строительство достопримечательности началось в XVII ст. и было завершено в середине XX ст. В 1928 г. фасад ратуши украсил белый мрамор, а в 1958 г. на нем установили шесть скульптур.
Гражданская башня (La Torre Civica или La Torre Campanone) размещается справа от Palazzo Vecchio o della Ragione, если стоять к старой ратуше лицом.
Это самая высокая башня города. Сначала высота сооружения составляла 37 м. Затем здание неоднократно переделывалось, из-за чего увеличилось в размерах, и в XVI ст. достигло высоты 57 м: чем более высокой была постройка, чем выше рангом был её владелец.
Построили сооружение в XI ст. Некоторое время зданием владел богатый аристократический род Суарди-Коллеони(Suardi-Colleoni). Затем башня Suardi стала принадлежать городу, и была переименована в Torre Civica. Наверху разместили колокола, а в 1656 г. появился самый большой из них – колокол Campanone (диаметр 2, 7 м, вес 5,6 т), который и дал второе название башне. Ежедневно он сообщал о закрытии всех четырех ворот, что вели в город (в память о тех временах его звон в десять вечера раздается до сих пор).
В центре Piazza Vecchia расположен фонтан Контарини (fontana Contarini). Назвали его в честь Альвизе Контарини (Alvise Contarini), который в 1780 г. подарил Бергамо фонтан. Целью подарка было не только украсить центральную площадь: из фонтана можно было набирать питьевую воду даже в период засухи. В 1885 г. fontana Contarini демонтировали, чтобы установить монумент Джузеппе Гарибальди (Giuseppe Garibaldi). Впоследствии памятник было решено установить в нижней части города. Вот почему вначале XX ст. фонтан Контарини вернули на место в отреставрированном виде.
Стоит фонтан Контарини на мраморной основе, в центре которой размещается большая восьмигранная чаша. Из неё выбивается небольшой фонтанчик и наполняет емкость. Окружают чашу львы и змеи, которые держат во рту цепь. Возле фонтана друг напротив друга расположены статуи сфинксов: один смотрит на старую ратушу, другой – на новую. Изо рта у них торчат трубы, из которых течет вода в расположенные под ними чаши.
Эту воду можно пить, что актуально для туристов и горожан в жаркие летние дни.
Если пройтись через галереи старой ратуши, что расположена на Piazza Vecchia, можно попасть на piazza del Duomo (Соборную площадь).
Тут размещаются два основных храма города – Кафедральный собор (cattedrale di Sant’Alessandro) и церковь Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S. Maria Maggiore).
Капелла Коллеони (Cappella Colleoni) – это шедевр ренессансной архитектуры.
Капелла Коллеони – это здание, которое виднеется за аркой городского дворца на Старой площади. Ажурный фасад с разноцветными мраморными колоннами – об этом сооружении спорят архитекторы, но именно оно запоминается с первого взгляда. Построили достопримечательность в XV ст. и после этого не переделывали (лишь реставрировали), что является редким случаем для Италии.
Эту необычайно красивую постройку, облицованную разноцветным мрамором, построили по велению Бартоломео Коллеони (Bartolomeo Colleoni) на месте северо-западной апсиды Санта-Мария-Маджоре. Её снесли по его приказу солдаты. Строительство достопримечательности поручили архитектору Джованни Антонио Амадео (Giovanni Antonio Amadeo), который при разработке проекта учитывал архитектурные особенности базилики Санта-Мария-Маджоре.
В результате капелла получилась небольшая, выполненная в форме восьмиугольника, а венчал её ребристый купол. Фасад достопримечательности украшают различные декоративные элементы. Также он полностью облицован разноцветным мрамором, плиты которого образовывают сложные узоры. Вверху фасада и верхнего барабана находятся окна-медальоны.
Внутри капеллу оформили в стиле эпохи Возрождения: её украшают скульптуры, картины, фрески, позолота. Напротив входной двери размещен саркофаг, где похоронен Коллеони. Он являет собой еще один шедевр – выполнен сложно, из резного мрамора, с огромным количеством декоративных элементов. В левой стене – могила дочери Коллеони, которая умерла на пять лет раньше отца (в 1470 г.). Её украшает скульптурная композиция, изображающая снятие Иисуса с креста.
Капелла примыкает к базилике Санта Мария Маджоре . С 1472-го года она практически не перестраивалась.
Это усыпальница кондотьера, генерал-капитана Бартоломео Коллеоне, легендарной и влиятельной личности Венецианской республики. Внутри - его саркофаг с конной статуей.
Рядом расположен восьмиугольный баптистерий.
Баптистерий (Battistero), что находится возле храма Санта-Мария-Маджоре, называют кочующим. Сначала его обустроили в западной части центрального нефа церкви в 1340 г. Там баптистерий пребывал до 1661 г. Затем его демонтировали и переставили в другое место. После этого история повторилась ещё два раза, пока в конце XIX в. он не оказался на западной стороне Соборной площади.
В настоящий момент баптистерий являет собой восьмиугольное здание в неоготическом стиле. Фасад выполнен просто, частично облицован красным мрамором, купол по углам украшают восемь статуй, символизирующих человеческие добродетели. Под статуями можно увидеть галерею с колонами. Внутри баптистерия установлена купель, куда окунают детей при крещении. За ней – алтарь со скульптурой Иоанна Крестителя. Стены здания украшены барельефами со сценами из жизни Иисуса Христа, сделанные в XIV ст. скульптором Джованни Кампионе (Giovanni da Campione).
Базилика Санта-Мария-Маджоре
К строительству базилики Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore) приступили в XII ст. Строили храм медленно, работы постоянно останавливались. В XIV ст. был закончен баптистерий, в конце XV ст. возвели колокольню. В это же время появилась капелла Коллеони на месте разобранной северо-западной апсиды. Через пятьдесят лет был закончен юго-западный портал. После этого особых перестроек уже не было, хоть достопримечательность несколько раз реставрировалась.
«Ворота розовых львов» (Porta dei Leoni rossi) Если во многих католических храмах напротив пресвитерия находится главный вход, то в базилике с этой стороны примыкает дворец епископа. Поэтому центральный вход в ней отсутствует, а внутрь храма можно попасть только через четыре боковых входа, два из которых называют «Ворота белых львов» (Porta dei Leoni bianchi) и «Ворота розовых львов» (Porta dei Leoni rossi). Именование объясняется тем, что колоны порталов стоят на скульптурах львов белого и розового цвета.
Над порталами размещаются в два ряда скульптуры и барельефы с Иисусом Христом, Богоматерью, различными святыми. По сути, портал и скульптурные композиции являются одним из немногочисленных украшений внешней стены храма, где расположены «Ворота розовых львов». А вот со стороны портала, где находятся белые львы, фасад выглядит интересней. Ее интерьеры роскошны, их создавали великие мастера. Даже Лоренцо Лотто приложил руку к созданию деревянных инкрустаций алтаря. В церкви находится могила композитора Гаэтано Доницетти (автора 74 опер).
Бергамский кафедральный собор святого Александра (cattedrale di Sant’Alessandro) вплотную примыкает к задней части старой ратуши, главный фасад которой выходит на Piazza Vecchia. Построили его, разобрав храм святого Викентия, а имя дали из-за того, что в храме было решено хранить мощи святого Александра. До этого они находились в церкви святого Александра (Chiesa di Sant’Alessandro), которую разрушили, чтобы построить крепостную стену.
Строительство собора началось в середине XV в., но в конце XVII ст. храм перестроили, увеличив купол, удлинив апсиду. В XIX ст. изменились фасад, колокольня, внутреннее убранство. Фасад церкви оформлен скромно, внутри просторно, уютно, светло. Внутри можно увидеть работы Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo), Джованни Баттиста Морони (Giovanni Battista Moroni), Андреа Превитали (Andrea Previtali). В подвале собора расположена сокровищница или музей сокровищ (Cathedral Museum and Treasure). Во время реставрационных работ здесь были обнаружены следы доисторических поселений, более ранней церкви святого Викентия и другие интересные находки, которые тут можно увидеть. Также здесь хранятся драгоценные реликвии, рассказывающие про историю церкви.
Оборонные сооружения
Бергамо является одним из немногих городов Италии, где сохранились средневековые стены, замки-крепости, цитадель. И именно они первыми бросаются в глаза, когда человек пребывает в старый город.
Венецианские стены (по итал. Mura venete di Bergamo). Длина стен, который окружают Верхний город, составляет 6200 м., высота достигает 50 метров (это 17-ти этажный дом!)
Чтобы их построить, венецианцы, которым более трех столетий принадлежал город, снесли 250 домов и 7 церквей. К концу строительства Бергамо мог похвастаться: 32 сторожевыми башнями (сохранилась только одна); четырнадцатью бастионами; двумя платформами; огромным количеством пушек. Строительство стен было закончено в конце XVII ст. Но к этому времени интересы Венеции переключились на другие земли, поэтому воевать за Бергамо венецианцам не пришлось. Вот почему почти все помещения, которые относились к городским стенам, горожане использовали как склады.
В конце XVIII ст. в город без проблем вошли войска Наполеона Бонапарта (Napoleone Buonaparte), передача Бергамо Австро-Венгрии также прошла мирным путем. В 1859 г. в город через ворота святого Лаврентия вошли войска Джузеппе Гарибальди (Giuseppe Garibaldi). В результате Бергамо присоединили к Пьемонту, затем он стал частью объединенной Италии. В конце прошлого века стены реконструировали, вдоль них появилась прогулочная дорога, гуляя по которой можно любоваться панорамой нижнего города.
Главными воротами, которые ведут в исторический центр, являются ворота св. Августина (Porta San Agostino). Если силы или время не позволяют прогуляться пешком, есть фуникулеры — первый доставит из нижнего города в верхний, а второй из верхнего в самый верхний к St. Vigilio.
Замок Рокка (Rocca di Bergamo) в переводе значит «Скала». Расположен он недалеко от верхней станции первого фуникулера, на Via alla Rocca, что находится на холме святой Эвфемии (Sant’Eufemia).
Это замок-крепость, строительство которой началось в 1331 г. по приказу короля Иоанна Люксембургского (Giovanni di Lussemburgo), короля Польши и Богемии. Он в этом году захватил Ломбардию. Правда, долго не продержался, и спустя два года был изгнан. Но строительство крепости продолжалось, и хотя официально было закончено в 1336 г., замок постоянно расширялся и обустраивался. Например, в 1483 г. возле него появилась круглая башня, где размещались казармы.
Впоследствии Rocca di Bergamo стал частью оборонительного комплекса и был объединен крепостными стенами с двумя цитаделями. Тем самым они заключили город в треугольник. Когда Бергамо попал под юрисдикцию Венецианской республики, появились «венецианские стены». Но замок Рокка не утратил оборонного значения. Некоторое время в круглой башне хранили порох, и она успешно выстояла против двух взрывов порохового склада.
Во времена Рисорджименто (национально-освободительного движения) крепость на некоторое время стала тюрьмой, куда сажали патриотов Италии.
Сейчас в стенах крепости размещен Музей Освобождения и Сопротивления (Museo Civico del Risorgimento e della Resistenza). В разбитом вокруг него парке можно не только отдохнуть и полюбоваться панорамой Нижнего города, но и посмотреть на военные памятники, пушки, танк.
Цитадель (Cittadella di Bergamo) построили во второй половине XIV ст. в западной части старого города, на холме святого Иоанна. Точный адрес: Piazza della Cittadella.
Когда городом правила Венецианская республика, здесь размещалась резиденция наместника. Сейчас комплекс производит приятные впечатления. С одной стороны – мощные арки, древние стены, с другой – ни следов обветшалости, всюду чисто и опрятно. Поэтому если турист окажется перед городом с этой стороны, он сразу настраивается на то, что перед ним откроется прекрасный Бергамо.
Над Цитаделью возвышается квадратная башня Адальберто (Torre di Adalberto). Это постройка X-XIII ст., в которой раньше размещалась тюрьма. Окна в сооружении почти отсутствуют, а вход труднодоступен: сделали это для того, чтобы в башню было трудно как попасть, так и выйти. Когда-то здесь сидели пленные, которые пытались захватить город, а также горожане за неуплату налогов, из-за чего её прозвали «Башня голода».
Чудесный крошечный Orto Botanica Lorenzo Rota на окраине Верхнего Бергамо: несколько сотен растений, искусственный водоем и умопомрачительные виды на виднеющиеся вдали вершины Альп, заснеженные даже в конце мая
Orto Botanico находится недалеко от ворот Porta S. Alessandro и станции второго фуникулера, который идет на самый верх к San Vigilio.
Посетить San Vigilio – это значит, подняться из Верхнего города в Самый верхний. Старинная крепость, перезвон колоколов, вид с одной стороны на Бергамо, с другой на Альпы – кажется, что нет ничего прекрасней на земле
Уже в римскую эпоху на холме Сан-Виджилио стояла небольшая сторожевая башня. А первые сообщения о более серьезном укреплении относятся к 6-му веку.
Парадоксально, но сюда добирается лишь малая часть туристов. Хотя открывающиеся отсюда виды просто завораживают!
Слева старый город, а справа внизу -новый,современный.
Вернувшись на вокзал,взяли в автомате билет до Милана- выбирали подешевле, но оказалось,что этот поезд идет не до Миланского центр.вокзала, а до Гарибальди(в Милане много вокзалов)- и по времени дольше.Так что в Милан мы приехали около 20.
Стоимость проезда в зависимости от типа поезда составляет 4,8 или 5,5 Евро. Время в пути 48 минут или 1 час 6 минут. Поезда ходят часто примерно 1 раз в 15 минут с 5 утра до 23 часов. Из Бергамо можно доехать на прямых поездах до разных станций в Милане: Центральный главный железнодорожный вокзал Милана (Milano Centrale), Миланский вокзал Порта Гарибальди (Milano Porta Garibaldi), Milano Greco Pirelli или Вокзал Ламбрате (Milano Lambrate).
Электричка после поездов в Братиславе напомнила нам наши совковые. Правда,2-хэтажная,но очень обшарпанная. И опять негры. Они едут тут до своих пригородов Милана, и их толпы.Едут и с велосипедами. Многие стараются проехать без билета, контролеры ходят по вагонам, гоняют их.
Уже в Милане долго искали отель,т.к. я неправильно определила ближайшую станцию метро.
Улица Corso Lodi. Corso-это направление- типа нашего проспекта. Нашли ближайший магазинчик еды (арабский) и где-то около 22 часов заселились.
День прошел весьма насыщенно- перелет из одной страны ( Словакии) в другую, осмотр достопримечательностей Бергамо - масса впечатлений.