Прага

Наши маршруты

Чехия

О нас

В Прагу мы попали во время нашей курортной поездки на остров Корфу в Грецию (2019) ,это было экспресс-знакомство- по дороге домой, в Москву. С Корфу мы прилетели в Вену, там мы переночевали в капсульном отеле и утром поездом (билеты были куплены еще дома через интернет на сайте чешских ж.дорог) приехали в Прагу.

Времени у нас было всего полдня- и осмотр Праги мы начали по дороге от ж.д.вокзала к отелю - мы прошли старый город пешком (кстати, нашим спутником был чемодан на колесиках!), перешли по Карлову мосту к Пражскому граду и далее на гору. И уже ближе у вечеру мы посетили сам Пражский град.

Самым популярным и красивым городом Чехии является столица - Прага.

Часто ее называют "городом ста шпилей" и "златой". Прага расположена практически в центре Чехии. Является крупнейшим городом страны.

Исторический центр города внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а такие достопримечательности как Карлов мост, Пражский Град, Староместская площадь и Тынский храм, Вышеград являются настоящими символами страны.

Мы прошли Прагу по туристическому экскурсионному маршруту через старый центр Праги, который называют «Королевский путь» (Královská cesta).

Название это сложилось исторически – много веков именно этим путем чешские короли шествовали на коронацию. Двадцать шесть королей и двадцать восемь королев было короновано в Праге (последняя церемония – коронация Фердинанда – состоялась в 1836 г.). Возникла традиция еще при Карле IV. С течением времени маршрут шествий менялся; с 1458 года за ним закрепилось настоящее направление.

Королевская дорога начиналась от  Королевского двора  и заканчивалась в Пражском Граде, пред собором Святого Вита.

Маршрут Королевского пути:

Площадь Республики (Náměstí Republiky);
Пороховая башня (Prašná brána);
Целетная улица (Celetná ulice);
Староместская площадь (Staroměstské náměstí);
Малая площадь (Malé náměstí);
Карлова улица (Karlova ulice);
Площадь Крестоносцев (Křižovnické náměstí);
Карлов мост (Karlův most);
Мостецкая улица (Mostecká ulice);
Малостранская площадь (Malostranské náměstí);
Нерудова улица (Nerudova ulice)
Площадь Погоржелец (Pohořelec);
Лоретанская улица (Loretánská);
Градчанская площадь (Hradčanské náměstí);
Пражский Град (Pražský Hrad);

В XVII веке появилась улица Ке Граду (Ke hradu). Это позволило по улицам Нерудова и Ке Граду, минуя площадь Погоржелец, попасть к Пражскому Граду.  Яркая процессия состояла из роскошно одетых особ в серебре и золоте. Один король шёл в лыковой обуви с простой сумой,  чтя  память Пршемысла и Либуше и подчёркивая свою близость к народу.

 Королевский путь сегодня отмечен специальным знаком – «Silver Line» (Серебряной линией). Серебряные стрелки на мостовой начинаются на Площади Республики, возле готической Пороховой башни. Далее на маршруте королей лежит улица Celetná.

Целетную улицу, одну из старейших в чешской столице,  исследователи называют «учебником» архитектурных стилей. Тридцать пять зданий, каждое из которых считают шедевром зодчества, стоят на этой улице. Самые старые, романские постройки скрываются под существующими, более новыми объектами.

Серебряная линия ведет на Малую Страну по старинной Мостецкой улице (Mostecká).

Площадь Погоржелец, в прошлом – предместье Градчан, потом одна из старейших градчанских площадей. Судя по названию, это место было знаменито многочисленными пожарами. У него живописный вид: старинные фасады, домовые знаки, черепичные крыши с мансардами.

Врата Града охраняет королевская гвардия. Дальше – величественный собор Святого Вита, видевший за шесть с половиной веков коронации множества чешских правителей. В этом соборе находится усыпальница святого Яна Непомуцкого.

 

 

Карлов мост, соединяющий берега Влтавы. Символ Праги – великолепное сооружение П. Парлера – красивый мост,  длиной более полукилометра, парапет которого украшен тремя десятками скульптур. На противоположном берегу путников встречает Малостранская мостовая башня.

Если Пражский Град является сердцем Праги, то Карлов Мост (Karlův most) –  ее визитная карточка. Закладка моста происходила в строгом соблюдении астрономии и числового содержания. Архитекторы хотели, чтобы мост служил века. Дата закладки моста – 1357 год 9 июля 5 часов 31 минута. Если поставить числа в ряд, то получается 135797531. К тому же в это время Солнце совпадало с планетой Сатурн, что толковалось, как победа утреней звезды над разрушительным действием Сатурна.

За свою долгую и бурную жизнь мост оброс легендами, появились скульптуры и мостовые башни с обеих сторон . Пешеходным он стал лишь в конце 70-х годов прошлого века.

Карлов мост, первоначально называвшийся Пражский, получил современное название в честь своего основателя только в 1870 году. Карл IV собственноручно заложил первый камень 9 июля 1357 года. Длина моста равна  520 м, а ширина составляет 9,5 м, опирается он  на 16 мощных арок, облицованных тесаными квадратами из песчаника.

 

Карлов мост был не первым мостом через Влтаву. Уже до него правый и левый берега реки соединял тоже каменный мост, называвшийся Юдифин (Juditin most) (дата постройки около 1170 года), который был уничтожен во время наводнения 1342г., после чего восстановлен не был.

Юдифиным мостом пользовались еще в начале периода правления Карла IV, но уже тогда он не отвечал возраставшим требованиям торгового, общественного и строительного подъема. Поэтому император решил построить новый, масштабно задуманный мост, строительство  которого было поручено Петру Парлержу и  продолжалось с 1357 года до начала XV века. Мастерская Петра Парлержа занималась так же постройкой  входной мостовой башни на староместском берегу. Дата окончания строительства её около 1380 года.

Староместская мостовая башня (Staroměstská mostecká věž) считается одной из  красивых средневековых построек такого типа в Европе. Она украшена фигурными пластиками высокого художественного уровня. Над воротами расположены гербы земель империи Карла IV, мотивы зимородка – символ Вацлава IV (сына Карла IV и его наследника); на втором этаже находятся скульптуры, изображающие покровителя моста св. Вита, Карла IV и Вацлава IV; на самом верху расположены скульптуры покровителей земли чешской – св. Войтеха и св. Сигизмунда.

Западный фасад башни, обращенный к Граду, был тоже богато украшен скульптурами, уничтоженными в 1648 году, когда Прагу осаждали шведы.

Малостранские мостовые башни (Malostranská mostecká věž) различны по возрасту. Более низкая и более мощная – первоначально романская, перестроена после 1591 года в ренессансном стиле. Более высокая башня была основана позднее, в период правления короля Йиржи Подебрада (1464 г.), и должна была походить на образец, построенный Петром Парлержем на противоположном конце моста. Ворота между башнями были построены при короле Вацлаве IV.

Первоначально на  готическом мосту не было скульптур. Единственным его украшением были мостовые башни.

Только период барокко увенчал мост уникальной галереей скульптур, созданных лучшими мастерами того времени: Матиашем Б. Брауном, Яном Брокофом и его сыновьями Михалом и Яном, а также Фердинандом Максимилианом. Всего скульптур и скульптурных групп на мосту 30, и большинство из них возникло в период с 1683 по 1714 годы.

Интересны  скульптурные группы:  «Видение св. Луитгарды» (1710 г.), автор М. Браун, и  турок, стерегущий находящихся в плену христиан (1714 г.), работа Брокофа. Самая древняя скульптурная группа –  «Св. Крест», датируемая  1657 годом.

 

 

Символ Чехии – величественный Пражский Град (Pražský hrad). Сегодня он является крупнейшим действующим замковым комплексом мира. Пражский Град  внесён в Список ЮНЕСКО и Книгу рекордов  Гиннеса. Площадь Града, обнесённого крепостной стеной, составляет около 70 000 м².

Комплекс состоит из трёх основных больших внутренних дворов, вокруг которых сосредоточены здания. На его территории с разных времён сохранился обширный ансамбль дворцов, храмов и других построек, выполненных в нескольких архитектурных стилях. Окрестности Града называют Градчанами.

Внутри замка увидите Старый королевский дворец с исторической экспозицией Пражского Града и смотровой террасой в Терезианском крыле; Базилику Святого Георгия; знаменитую Золотую улочку, готический собор Святого Вита с гробницами правителей Чехии, Лобковицкий дворец, Картинную галерею, дворец Рожмберков, башню Мигулку с алхимической лабораторией и Музей игрушек в бывшей резиденции бургомистра.

С вершины колокольни собора Св. Вита виден весь Старый город. С наступлением сумерек  территория комплекса красиво освещается.

Смена караула

Пражский Град стоит на одном из холмов, на высоком левом берегу Влтавы. На его территории по-прежнему находится резиденция президента. Её охраняет элитное воинское подразделение со столетней историей – президентская гвардия из шестисот военных – Стражей Града. Туристы специально приходят посмотреть на смену караула Hradni Strazy. Торжественная церемония проходит каждый час;  в полдень она проводится в сопровождении оркестра.

Время работы Пражского града

Пражский град открыт ежедневно – это самый посещаемый из туристических объектов столицы. В парадные репрезентационные залы посетителей допускают дважды в году, по национальным праздникам – 8 мая в день Освобождения и 28 октября – в день основания Республики Чехия.

Летний сезон (апрель – октябрь)

Комплекс Пражского Града

6:00 – 22:00

Достопримечательности, где надо приобретать билеты

9:00 – 17:00

Сады Пражского Града

10:00 – 18:00

Сад На бастионе

6:00 – 22:00

Зимний сезон (ноябрь – март)

Комплекс Пражского Града

6:00 – 22:00

Достопримечательности, где надо приобретать билеты

9:00 – 16:00

Сад На бастионе

6:00 – 22:00

Сады (кроме Сада На бастионе)

закрыты

Кафедральный собор Святого Вита

Сердце чешского государства и святое место для всех чехов лежит посредине III двора Пражского града, где когда-то стояла ротонда св. Вита, основанная св. Вацлавом (925 г.), а позже и романская базилика (после 1059 г.), там сегодня находится Кафедральный собор св. Вита с часовней св. Вацлава.

Собор был заложен в 1344 году на фундаменте церкви-ротонды X века. В XI веке ротонду перестроили в базилику, а в XIV столетии Ян Люксембургский задумал возвести на этом месте новый грандиозный собор. Первым архитектором проекта стал фламандец Матьё Арасский. В 1352 году руководство строительством принял Петер Парлер – в то время молодой и малоизвестный зодчий.

Более сорока лет отдал Парлер постройке собора. К концу жизни он успел закончить только часть трансепта и хор. Сыновья архитектора достроили южную сторону храма и часть башни.

В годы гуситских войн строительство было надолго остановлено. В XV–XVI вв. работу продолжали архитекторы Б. Рейт и Б. Вольмут – в тот период была возведена северная часть собора с башней. В недостроенном храме проходили богослужения, совершались торжественные церемонии.

Строительство длилось почти шесть столетий и закончилось в XX веке. Западную часть храма достроили по проекту Петра Парлера чешские зодчие. Основные работы по оформлению здания завершились к 1929 году.

     Войти в храм сегодня можно через один из трех порталов западного фасада. Рельефы на бронзовых центральных вратах изображают фрагменты истории строительства собора; на боковых вратах отражены сцены из легенд о короле Вацлаве и епископе Войтехе. На витражном окне над порталом можно увидеть картину «Сотворение мира». Водостоки фасада украшены горгульями и химерами. Западные неоготические башни-близнецы поднимаются на высоту 82 м. Их возводили последними – в XX веке, по первоначальному плану Парлера.

Внимание: посетители Пражского града на входе проходят контроль безопасности!

С Пражского Града идем на Градчанскую площадь (Hradčanské námĕstí), любуемся ее дворцами, это Салмовский, Шварценбергский, Тосканский, Мартиницкий, Архиепископский, Штернбергский дворцы, и монастырем босых кармелиток. Проходим на смотровую площадку, чтобы насладиться сумасшедшим видом красных черепичных крыш столицы. Если встать лицом к Пражскому граду, то смотровая площадка будет с правой стороны

Градчанская площадь (Hradčanské námĕstí)

Свое начало Градчаны (Hradčany) берут от западных ворот Пражского Града. Градчанская площадь (Hradčanské námĕstí) окружена дворцами, а посредине нее возвышается чумной столб (Mariánský morový sloup), заканчивающийся статуей Девы Марии. Внизу, у основания столба, фигуры 8 святых, которые покровительствуют Чехии.

Такой столб не единственный. Подобные ему устанавливали во многих городах в знак завершения чумы, как признательность святым и также для поминовения усопших. На Градчанской площади столб поставили после чумного 1726 года, а уже украшающий газовый фонарь появился перед ним в XIX веке.

Если начать обход площади по часовой стрелке, то первым на вашем пути предстанет Салмовский дворец (Salmovský palác). В 1811 году Йозеф Шварценберг выкупил его у Вилема Валентина из Салма и соединил с соседним дворцом. Это здание в неоклассическом архитектурном стиле с элементами ампира.  Сегодня дворец принадлежит Национальной галерее, которая разместила здесь выставку искусства XIX века.  Около дворца стоит памятник первому президенту Чехословакии Томашу Гарригу Масарику.

Далее следует Шварценбергский дворец (Schwarzenberský palác).  Он своим выразительным ренессансным фасадом украшает площадь. Дата постройки – 1563 год.  

Два нижних уровня здания постепенно утратили первоначальный облик. На третьем этаже сохранились натяжные потолки с сюжетной росписью по мотивам древнегреческих мифов и подлинные тосканские пилястры. Сегодня дворец принадлежит пражской Национальной галерее. Большое здание полностью покрыто сграффито, перешло во владение Шварценбергам в 1719 году, а до этого им владел род Лобковичей. Семейство Шварценбергов это одно из крупных владельцев недвижимости в стране.

 

Монастырь босых кармелиток

Церковь Святого Бенедикта (Kostel svatého Benedikta) впервые упоминается в XV веке. Она была переделана для монастыря босых кармелиток, который с 1792 года и до прихода к власти коммунистов здесь не прекращал свое действие. После его переустроили под гостиницу, принимавшую высоких государственных гостей: отремонтировали, обеспечили дорогими коврами, мебелью, повесили роскошные люстры.

В 1992 году кармелитки получили назад во владения свой монастырь вместе со всей дорогой утварью, которую они продали. И на сегодня самой дорогой и главной драгоценностью монастыря является мумия его создательницы – Марии-Электры, почившей в 1663 году. Через три года ее гроб вымыла из земли вышедшая из берегов Влтава и монашки увидели, что тело совсем не претерпело изменений. Изумленные и вместе с тем обрадованные этим кармелитки обмыли тело Марии – Электры отваром из листьев розы, розмарина и лаванды, и оно приобрело насыщенный коричневый оттенок. Но на этом они не остановились и решили и вовсе вернуть белизну лицу – начали обтирать его уксусными примочками. Но эффект получился абсолютно противоположный: лицо стало черным. После этого эксперименты прекратились, и теперь бывшая настоятельница, хоть и почерневшая, сидит возле главного церковного алтаря. 

 

Тосканский дворец (Toskánský palác), что напротив Пражского Града. С 1718 года им владели  герцоги Тосканские, их гербы до сих пор присутствуют на фасаде дворца. Сейчас здание принадлежит МИДу. Между Тосканским дворцом и монастырем кармелиток есть бар с недорогой выпивкой, что впрочем, является редкостью для этого района.

 

Мартиницкий дворец (Martinický palác) – один из самых красивых дворцов эпохи Возрождения в Праге, построен он был в 1550-1630 годах. Снаружи здание богато украшено фигурными сграффити, внутри сохранились уникальные балочные потолки в стиле ренессанс. Сегодня эксклюзивные помещения дворца сдаются в аренду для встреч, презентаций, лекций, выставок, гала-ужинов и показов мод, свадебных церемоний и концертов. По обе стороны от дворца в домах, над которыми висит герб с золотой полосой на черном фоне, проживали каноники собора Св. Вита. Во втором доме от Тосканского дворца жил Перт Парлеж – архитектор собора.

 

Напротив Салмовского дворца в 1538 году появился Архиепископский (Arcibiskupský palác). Дворец не раз перестраивали. Теперешний фасад датируется 1765 годом. Внутри находятся коллекции фарфора, стекла, мебели и 9 французских гобеленов, на которых изображены сюжеты Новой Индии. В часовне сохранились фрески, выполненные в 1600 году. Попасть внутрь можно только один раз в год – в Чистый четверг, перед Пасхой. В 1990 году в часовне оставался на ночь молиться Папа Римский.

 

Если пройти влево от архиепископской резиденции, то узкая дорожка выведет вниз к Штернбергскому дворцу (Šternberský palác). Его строительство началось в 1698 году, руководил работами итальянский архитектор Мартинелли. Барочный дворец был возведен для Вацлава Штернберга. Теперь это выставочный зал Национальной галереи.

Нерудова улица (Nerudova ulice) соединяет Малостранскую площадь с Пражским градом. Продолжением Нерудовой является улочка Увоз, ведущая к Страговскому монастырю

Свое имя Нерудова улица получила в честь чешского писателя и поэта, жившего в XIX веке в Праге – Яна Неруды. Он родился и проживал с 1845 по 1859 год в доме, носившем имя «У Двух Солнц» (сегодня это №47). Неруда увековечил родную улицу в сборнике рассказов «Малостранские повести». Дом писателя отмечен памятной доской работы Франтишека Гоудека, установленной в 1895 году.

Улицу начали застраивать в XIV столетии. За долгие годы она не раз меняла свое название. Первые постройки на ней были готическими. Постепенно облик зданий менялся – улица сильно пострадала в период гуситских войн, да и пожар 1541 года на Малой стороне нанёс её архитектуре большой урон. В настоящее время по обеим сторонам улицы, выложенной брусчаткой, стоят нарядные барочные дома, с характерными входными порталами и фасадным декором. Сохранилось здесь и несколько зданий в ренессансном стиле, например, дом U zlaté číše («У золотой чаши»). В некоторых зданиях сохранились готические подвалы. Достойны внимания исторические порталы домов, старые богато украшенные двери и витрины, замки, особенно эмблемы домов.

Долгое время Нерудова улица считалась главной малостранской дорогой, частью легендарного Королевского пути – это по ней правители страны ходили к Пражскому Граду. Когда-то посредине улицы стояли зубчатые Страговские ворота с разводным мостом. Они были частью Пршемысловской стены и разделяли Нерудову на две части: верхнюю, которую называли Мощёной, и нижнюю – Страговскую. В начале XVIII века ворота снесли, два фрагмента улицы объединили, дав ей немецкое название Sparrengasse. Позднее имя изменилось на чешское – Ostruhová («шпора»). Уклон на этой дороге был сильный; всадникам, которые по ней двигались, приходилось на подъёме пришпоривать лошадей. Пешеходы же пользовались специальными поручнями.

 

С 1973 года Нерудова улица, которая сегодня является частью туристической Королевской дороги, стала пешеходной зоной. Вдоль нее протянулись многочисленные сувенирные магазинчики, лавки с ремесленными изделиями.

 

Над узкими фасадами барочных зданий возвышается церковь св. Каэтана (Kostel sv.Kajetána) или полное название  Костёл Божией Матери Неустанной Помощи и Божественного Провидения (Kostel Panny Marie Ustavičné Pomoci a Božské prozřetelnosti)  (дом №22), построенный монашеским орденом театинцев в 1691 – 1717 годах. Костел создан по проекту Жана Баптисты Матея, оформлением его фасада занимался Джованни Сантини Айхл.

Туновский дворец

«Кульминацию» улицы составляют два дворца: Туновский, XVII века, и Морзинский, построенный в XVIII столетии. Проекты для обоих зданий разработал Джованни Сантини Айхла.

Дом №20 – это Тун-Гогенштейнский дворец (Thun-Hohenštejnský palác), ранее называвшийся Коловратский  (Kolovratský palác). Появился он на месте пяти старых домов в 1716-1721 гг. Это одно из важных зданий эпохи Возрождения в Праге. Сейчас здесь находится посольство Италии.

Морзинский дворец

Напротив – Морзинский дворец (Morzinský palác), дом №5, постройки 1713-1714 гг.  Выступающий балкон дворца украшен опорами в виде фигур двух мавров и изображениями Дня и Ночи. Сейчас здание служит румынскому посольству.

Дома с домовыми знаками

До 1770 г. дома Праги не имели порядковой нумерации и были отмечены домовыми знаками в виде фигур животных и иных аллегорических символов. Больше всего таких знаков сохранилось и доныне, именно на Нерудовой улице.

Дом №27 «У Золотого ключа». На фасаде домовой знак в виде ключа в барочной раме.

Дом №28 «У Золотого кольца». Кольцо – символ алхимиков. Оно в процессе превращения свинца в золото отражает определенную стадию.

В здании №32, с названием «У золотого льва» (U zlatého lva),  с 1972 г. здесь размещалась фармацевтическая выставка национального музея.  После реконструкции портала, мебели и витрины заработала фармацевтическая выставка.

Дом №34 «У золотой подковы» (U Zlaté podkovy) интересен фреской, изображающей  Св. Вацлава на коне. Подкова была настоящей, но любители сувениров её все время снимали. Теперь остался только отпечаток. Напротив  дома «У золотой подковы» находится лестница, ведущая к дому Келли. Дома 43 и 41 были объединены в одно здание в середине XX века. Они носят названия «У зеленого рака» (U zeleného raka) и «У красного льва» (U červeného lva). В последнем проживал известный художник Пётр Брандл. Одной из самых красивых домовых эмблем на улице считают изображение двух солнц, укрепленное на здании  №47  «У двух солнц» (U dvou slunců), в котором проживал Ян Неруда.

Некоторое время писатель жил и в другом доме, под эмблемой «У трех черных орлов» (U tří černých orlů), № 44.

Стоящий дальше по улице дом №12 «У трёх скрипочек» (U tří housliček) имеет интересную «музыкальную» историю: в нем жили скрипичных дел мастера – несколько поколений известных изготовителей скрипок (XVII-XVIII в.).

Местные жители рассказывают, что до сих пор лунными ночами звуки скрипок слышны из окон этого здания – вероятно, это играют призрачные музыканты. Сейчас в двенадцатом доме находится ресторан.

Легенда Нерудовой улицы

Есть и еще одно предание, связанное с Нерудовой улицей. Жил здесь один пожилой монах, имевший пагубное пристрастие – играть в таверне в триктрак. Однажды он сильно проигрывал и был очень зол. За ним пришел юноша и позвал соборовать умирающего мещанина, но святой отец отмахнулся. Он не спешил исполнить свой долг, покуда совсем не проигрался. В гневе вскочил он на коня – и тут перед ним явилась душа умирающего, к которому он все-таки опоздал. От ужаса монах свалился с лошади и сломал шею.

Говорят, что часто ночами проезжает по Нерудовой призрак монаха без головы. Конь его храпит и натягивает поводья, а привидение держит в руках свою страшную голову.