Вена. Наш опыт самостоятельного  путешествия.

Австрия

О нас

В этом материале - рассказ о нашей однодневной поездке в Вену. Что можно посмотреть в Вене за один день? Оказывается, очень много.

Вот неполный перечень того,что мы увидели в Вене:

дворцовый комплекс Бельведер,Памятник героям Советской армии и фонтан Высокие струи, Карлскирхе, Венская опера, Альбертина, улица Ринг,

внутренний или старый город: площадь Ноймаркт и фонтан Доннербрунер, церковь капуцинов,  Шток-им-Айзен, площадь Штефанплатц и кафедральный собор, дом Моцарта, Фрайунг и Австрийский фонтан, площадь Ам-Хоф и арсенал, площадь Хоер-Маркт и свадебный фонтан, анкер-часы,  улица Грабен, чумная колонна, магазин Юлиуса Майнля, церковь Святого Петра,  Миноритенкирхе,  Михаэлерплатц и собор Св.Михаила ,раскопки римского селения, дворцовый комплекс Хофбург,  Хельденплац,памятник императрице Марии Терезии и площадь ее имени с дворцами-музеями, Фольксгартен и его розарии, Венская Ратуша,- всё это мы прошли пешком, правда, иногда приходилось кружить по одним и тем же местам, т.к. хотелось увидеть все достопримечательности. Но Вена того стоит!

Единственное место, куда добирались на метро- дворцовый комплекс Шёнбрунн, а в нем - фонтан «Нептун», павильон Глориетта и парк с его скульптурами,беседками, фонтанами и павильонами.

Вена- часть нашего Маршрута 4 страны- 8 городов.

Мы остановились в Братиславе с целью посетить соседние Австрию и Венгрию, а именно, - Вену и Будапешт.

28 августа едем в Вену. Билеты покупали точно так же,как и в Будапешт, в кассе Братиславской главной станции(hlavna stanica). Стоимость на одного человека 14 евро в обе стороны.

Выучили фразу на словацком  dva lístky do Viedne   a späť= два билета до Вены и обратно. Билеты в поездах проверяют-причем, в каждой из пересекаемых стран контролеры свои, они ставят свой штамп в билете.

Билеты в Словакии не именные, не указывается номер вагона и номер места. А еще у билета нет четкой даты, только промежуток времени когда он действует. То есть, в течение 15 суток мы в любой день один раз могли поехать в Вену и в любой день вернуться.

Время в пути – примерно час.

Расписание на сайте австрийских железных дорог oebb.at, словацких ж/д slovakrail.sk, немецких ж/д bahn.de. Билеты можно купить онлайн, а также в кассах или в автоматах самообслуживания на вокзале.

Поезда ходят каждые полчаса. Мы выбрали поезд в 8:38,в 9:43 мы вышли из главного венского вокзала Wien Hauptbahnhof.

 

По дороге в Вену-грандиозные ветряки- их очень много. Все поля- орошаемые, повсюду бухты шлангов и каналы. Домики-чистенькие,ухоженные- все как на картинке.

 

Центральный вокзал Вены Хауптбанхоф (Wien Hauptbahnhof) - огромный!


Раньше это был Южный вокзал Вены, Зюдбанхоф ( Wien Südbahnhof), но в 2007 году его объединили с близлежащей станцией Зюдтиролер-Плац (Südtiroler Platz) в большой вокзал с названием Главный вокзал Вены.

Вокзал расположен рядом с одной из важнейших достопримечательностей – это дворцовый комплекс Бельведер (Belvedere). Отсюда начался наш пешеходный маршрут по Вене.

Комплекс дворцов в стиле барокко был построен в начале XVIII века для принца Евгения Савойского. После его смерти Бельведер выкупила императрица Мария Терезия. В начале XX века здесь жил эрцгерцог Франц Фердинанд, убийство которого в 1914 году в Сараево явилось поводом для начала Первой Мировой войны.

Он расположен на возвышенности, откуда хорошо просматривается собор Святого Стефана и старый город.

Бельведер, самый красивый парковый дворец Вены, построенный в 1714—1721 гг. архитектором Лукасом фон Хильдебрандтом, по праву считается жемчужиной венского барокко. Дворец состоит из двух частей: Верхнего и Нижнего Бельведера.

Верхний Бельведер первоначально служил для приемов и празднеств членов императорской семьи. Затем в нем разместилась картинная галерея.

В Нижнем Бельведере собраны уникальные коллекции оружия и античных вещей, а также произведения современной живописи.

Украшением Бельведера является парк, террасами спускающийся к внутренней части города от Верхнего Бельведера к Нижнему. Парк известен своими оригинальными фонтанами.

 

Вена – город музыки, театров, художественных галерей, изящной архитектуры, роскошных парков и дворцов, венской кухни, сладостей, вина и кофе. Уже девятый год подряд столица Австрии занимает первое место в мировом рейтинге самых комфортных городов для жизни.

 

Вена –главный город нейтральной Австрии, на улицах которого туристы найдут прекрасный коктейль, приготовленный из различных архитектурных стилей и форм, патриархального спокойствия и современной активной суеты.

Не зря многие путеводители, характеризуя Вену, обращают особое внимание на ее уникальность и самобытную историю.
Многие политики считают, что этот город является своеобразным «рубиконом», разделяющим Европу на Западную и Восточную ее части. Кроме того, так уж случилось, что Вена является самым срединным звеном, соединяющим Северную и Южную Европы.

Еще в доисторические времена, на нынешнем месте расположения Вены, находилось поселение древних кельтов. В начале нашего тысячелетия, на эти земли пришли талантливые архитекторы и воины – римляне, которые заложили тут крепость, которая располагалась, на одном берегу полноводного Дуная.

Официальные упоминания о Вене датируются 9-10 веком н.э., а уже в 12 столетии она становится резиденцией австрийских владык.

Современная столица Австрии пережила множество лихих времен. В 16 и 17 веках, ее крепостные стены безуспешно пытались преодолеть турецкие янычары. В начале 19-го века по ее улицам грохотали сапоги наполеоновской гвардии, в 1938 году она, в составе всего австрийского государства, была насильно присоединена к Германии, и освобождена Красной Армией только в апреле 1945 года.

Интересно, что практически до середины 19-го века Вена так и оставалась городом-крепостью, постройки которой были обнесены высокой внешней защитной стеной. Следующая фортификационная стена, чуть ниже по высоте, проходила по городским предместьям, и каждый, кто хотел проехать внутрь с приобретенными снаружи товарами, вынужден был платить налог в бюджет города.

 

От Бельведера мы вышли к Памятнику героям Советской армии(он находится на площади Шварценбергплац) и и фонтану Высокие струи.

 

Памятник был открыт 19 августа 1945 года. Авторы памятника - скульптор М. А. Интезарьян, архитектор С. Г. Яковлев Памятник советским воинам, погибшим при освобождении Австрии от фашизма в Вене был создан в память о 17 000 советских солдат, павших в битве за Вену в годы Второй мировой войны.

Мемориал включает 12-метровый постамент со статуей воина-красноармейца в шлеме золотого цвета и с ППШ-41 на груди. В правой руке красноармеец держит государственный флаг СССР, древко и наконечник которого имеют золотой цвет, а в левой руке — объёмный государственный герб СССР, также золотого цвета. Архитектурную композицию мемориала завершает полукруглая колоннада, частично окружающая постамент со статуей красноармейца. На горизонтальном перекрытии колоннады расположена текстовая надпись, выполненная рельефным шрифтом на русском языке прописными буквами:

«ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ КРАСНОЙ АРМИИ, ПАВШИМ В БОЯХ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАРОДОВ ЕВРОПЫ»

Пьедестал памятника имеет форму пятигранника. На его фронтальной стороне, обращённой к площади Шварценбергплац, выбит приказ верховного главнокомандующего И. В. Сталина в связи со взятием Вены 13 апреля 1945 года. На двух боковых — списки советских солдат и офицеров, павших в боях за Вену. На одной из тыльных стороне пьедестала выбит второй куплет государственного гимна СССР в редакции 1943 года, а также цитата из речи И. В. Сталина от 9 мая 1945 года в связи с Победой над Германией:

«Отныне над Европой будет разве-
ваться великое знамя свободы
народов и мира между народами»

На другой тыльной стороне пьедестала выбиты строки:

Гвардейцы! Вы честно служили Отчизне
От стен Сталинграда вы к Вене пришли,
Для счастья народа Вы отдали жизни
Вдали от родимой советской земли.

Слава, Вам — храбрые
Русские воины!
Ваше бессмертье над Вами встает.
Доблестно павшие
Спите спокойно
Вас никогда не забудет народ!

Было трогательно, до слез, увидеть на чужбине ухоженный памятник соотечественникам, отдавшим свои жизни в борьбе с фашизмом…

По всей Вене- питьевые фонтанчики!

Затем вышли к Карлскирхе- красивейшей церкви Вены, прошли через Карлсплатц- площадь с парком и павильонами.

 Католическая церковь в стиле барокко с элементами рококо, византийского, греческого и даже арабского стиля, построенная по приказу императора Карла VI в первой половине XVIII века. Поводом для строительства стала страшная эпидемия чумы, поразившая Вену в 1713 году. Император пообещал Господу, что возведет церковь в честь своего покровителя Св. Карла, если город избавиться от страшной заразы.

 На фронтоне, в окружении аллегорических добродетелей — Покаяние, Милосердие, Смирение, Вера — стоит святой Карл, спасший Вену от болезни.

Венская Филармония.

Далее прошли к Венской опере.

Венская опера (Wiener Staatsoper) – крупнейший оперный театр Австрии, один из центров музыкальной культуры в Европе. Венскую оперу начали строить в 1861 году. По завершению строительства архитекторов критиковали за внешний вид здания. В результате один из авторов проекта Э. ван дер Нюлль, не выдержав критики, покончил с собой. Но роскошный интерьер, отличная акустика, продуманная планировка сделали Венскую оперу одной из лучших в Европе. Она связана с именами Рихарда Штрауса, Густава Малера, Герберта фон Караяна. Здесь выступали Доминго, Паваротти и другие.

 

От Оперы вышли к Альбертине.

Расположенная в самом центре Вены, художественная галерея Альбертина занимает здание городской резиденции династии Габсбургов.

Рядом- памятник жертвам Холокоста.

Прошли мимо  церкви Капуцинов (Kapuzinerkirche)-императорской гробницы(маленький домик с крестом)( в ее подземных усыпальницах стоит более 140 гробниц Габсбургов)

В склепе Капуцинской церкви покоятся двенадцать императоров (включая императора Мексики Максимилиана, брата Франца Иосифа I), девятнадцать императриц (включая Марию-Луизу, вторую жену Наполеона I) и многие другие члены фамилии Габсбургов (всего 146 человек).

Кроме Габсбургов, в Императорском склепе погребена также одна дама, к династии не принадлежавшая — графиня Каролина Фукс-Моллард, любимая воспитательница Марии Терезии, которая пожелала покоиться с ней рядом; на её надгробии императрица приказала написать: «На вечную память благосклонного благодарного сердца о благородном воспитании добродетели». Кроме того, в склепе есть четыре урны с забальзамированными сердцами покойных.

 Последнее погребение в склепе Капуцинов произошло 16 июля 2011 года, когда в нём был похоронен  последний кронпринц из дома Габсбургов Отто фон Габсбург.

При внесении гроба в церковь герольд из процессии стучал в ворота; настоятель, монах-капуцин, спрашивал на латыни: «Кто просит о входе в эту усыпальницу?»; ему отвечали (к примеру): «О входе в эту усыпальницу просит раб Божий Франц; в земной жизни он был австрийским императором». Капуцин отвечал: «Такого мы не знаем!». Второй раз повторялось то же. На третий раз ответ герольда был: «Раб Божий Франц, бедный грешник!». И двери открывались.

 

Затем мы вышли на площадь Ноймаркт и фонтан Доннербрунер. Собственно, тут уже старый город.

Эта рыночная площадь существовала уже в 1220 г. и использовалась также как арена турниров. Помимо церкви Капуцинов (Kapuzinerkirche) к ней сегодня примыкают некоторые сохранившиеся с XVIII в. дома, а посередине стоит барочный фонтан, созданный скульптором Георгом Рафаэлем Доннером. Доннер называл его Провидение.

Создавался в 30-х годах 18  века. Центральная фигура- богиня Божественного Провидения (женская фигура на пьедестале в центре фонтана), символизирующая мудрое правление, здравый смысл и хорошее управление делами, окружена не менее аллегорическими фигурами, символизирующими реки Эннс, Траун, Ибс и Мораву- притоки Дуная. Оригинальные скульптуры выставлены в Музее барокко(были отлиты из сплава свинца и олова ), а то, что  сегодня у фонтана – их бронзовые копии.

Фонтан Доннербруннер.

Река Траун изображена в виде молодого человека, целящегося трезубцем в рыбу на дне фонтана, Эннс - в виде старого паромщика с веслом в руке, реки Ибс и Морава представлены в образе молодых женщин.

У подножия пьедестала размещены фигуры путто (амурчиков), с трудом удерживающих больших вырывающихся рыб (щуку, карпа, сома и дунайского лосося- то,что водилось в Дунае), из ртов которых бьют струи воды. Херувимы олицетворяют Дунай.

Во время правления Марии Терезии нагота фигур была признана неприличной, и они были в 1773 г. удалены. Скульптору Иоганну Мартину Фишеру поручили их переплавить и реставрировать с сохранением художественного значения.К счастью, скульптор по достоинству оценил художественную ценность работы Георга Рафаэля Доннера, и сохранил скульптуры. В 1801 г. фигуры были снова установлены на старом месте.

Для туриста, прибывшего в Вену впервые, все основные достопримечательности города, которые обязательно надо посетить, расположены в районе старого города (его еще называют Первый район). Этот район, сам по себе небольшой, как обручем охвачен кольцом зеленых бульваров, носящих название Ринг.

Сам район невелик .В центре его находится площадь Штефанплатц. В его левой нижней части, которая простирается в сторону резиденции императоров Хофбург, находится район улиц Грабен, Кольмаркт, Кертнерштрассе. Самая старая и исторически значимая часть старого города находится в его левой верхней стороне (Фрайунг, Ам-Хоф и Хоер-Маркт).

Как и многие старые города, Вена имеет радиально-кольцевую систему расположения улиц. Центральную часть составляет Внутренний город. Он окружен широкой полосой улицы Ринг («Кольцо»). От нее лучами расходятся улицы, в свою очередь соединенные улицей Гюртель («Пояс»). Обе окружности не замкнуты, они начинаются и кончаются на набережных Дунайского канала — одного из рукавов Дуная. Такой план типичен для города, существующего со времен средневековья.

Внутренний город представляет собой причудливое переплетение старинных узких, кривых и коротких улочек, площадей и тупиков. Небольшой по территории, этот район — летопись истории Вены.

Мы тут даже немного заблудились - столько здесь всего интересного, так много хотелось посмотреть!

Площадь, которая окружает собор святого Штефана, называется Штефанплатц. Ее без преувеличения можно назвать центром праздной Вены. На ней всегда многолюдно и трудно пройти из-за обилия различных шарманщиков, уличных фокусников, актеров, изображающих живые статуи, туристов со всех сторон света.

Самый ранний собор Святого Стефана был возведен еще в 13 веке в присущем тому времени романском стиле. Однако в 14 веке честолюбивый и деятельный герцог Рудольф IV приказал перестроить его в более прогрессивном готическом образе. Однако из-за режима экономии, одна из его башен так и не была достроена, что придает нынешнему виду собора некоторую асимметричность, но и, в то же время, необычность.

Вход в Собор бесплатный, но центральная часть храма доступна туристам за отдельную плату.

Внутри Стефансдом не менее великолепен, чем снаружи. Стрельчатые многогранные колонны вливаются в сводчатый, в виде вогнутых пирамидальных ячеек потолок. Между колоннами — длинный проход к богатейшему алтарю. Огромное здание пышно украшено мрамором, скульптурными фигурами святых, иконами и другими атрибутами католической церкви. Вдоль стен деревянные исповедальни. К XV в. относится Винер-Нейштадтский алтарь собора. Внутри собора много надгробных памятников. Здесь покоятся императоры и ученые, богатые купцы и епископы.

На прилегающей к Штефансплац площади Шток-им-Айзен (Stock-im-Eisen-Platz) стоит остановиться напротив угла одного из домов. Здесь находится Шток-им-Айзен или шест в железе.

Достопримечательность, давшая название площади, представляет собой ствол ели с вбитыми в него гвоздями. По цеховому обычаю XVIII века кузнецы вбивали в ствол дерева гвоздь, веря, что это принесёт им удачу. Подобный обычай был распространён в нескольких районах Габсбургской монархии. Тем не менее, известно, что в дерево на Шток-им-Айзен-плац гвозди забивались ещё в XV веке.

Выходя с Штефанплатц на широкую улицу Грабен, вы не сможете пройти мимо выдающегося здания Haas-Haus, которое было построено не так давно талантливым австрийским архитектором Хансом Холляйном. Для того чтобы понять и прочувствовать всю архитектурную мощь этого современного здания из стекла и бетона, надо обойти его, как минимум, с трех сторон.

 

За Собором Св. Штефана на улице Domgasse 5 расположен Дом-музей Моцарта, который еще называют “Домом Фигаро”.

Квартира, в которой проживал великий композитор с семьей в период 1784-1787 гг. Здесь на свет появилось одно из его главных творений – опера «Женитьба Фигаро». Музей был открыт к 150-летию со смерти Моцарта и реконструирован через 100 лет. От первоначальной обстановки остались только печь, оконные проемы и двери. В музее можно посмотреть на различные предметы, принадлежавшие семье композитора.

В квартале к северу от Собора Св. Штефана, на площади Hoher markt, находятся две интересные туристические достопримечательности.

Одна из них- Свадебный фонтан  в стиле позднего барокко, изображающий бракосочетание Марии и Иосифа. Фонтан был первоначально выполнен из дерева Бернардом Фишером Эрлахским, а в 1729 г. был заново построен из белого мрамора его сыном.

Свадебный фонтан (Vermählungsbrunnen)  называют ещё фонтаном Иосифа ,создан в честь заступника Св.Иосифа по приказу императора Леопольда I после того, как его сын Иосиф целым и невредимым вернулся с войны. 19 марта 1706 года памятник был открыт на площади Хоер Маркт.

Самой старой  венской площадью является Хоэр Маркт, то есть «верхний рынок». Именно здесь в давние времена и начиналась старинная крепость римских легионеров, которая послужила основой города Вены, позднее, в Средние века здесь вершили суд и устраивали казни. Центральная площадь района Хоер-Маркт, хоть на сегодняшний день и не является сильно привлекательной (она достаточно пострадала во время бомбежек прошлой мировой войны), но в ее запруженных автомобилями недрах можно рассмотреть древние руины первых римских построек.

А туристы толпятся, в основном, только для того, чтобы посмотреть на знаменитые Анкер-часы, построенные тут еще в 1914 году. Каждый час из ворот башни выезжает позолоченная фигурка какого-либо австрийского императора. Зато ровно в полдень они устраивают парад, в течение 10 минут медленно проплывая перед изумленными зрителями.

Медные фигуры олицетворяют ряд исторических персонажей, оставивших яркий след в истории Вены: от императоров Марка Аврелия и Карла Великого, миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде и короля Рудольфа I, до Марии Терезии и Йозефа Гайдна. Для каждой эпохи подобрана своя мелодия, звучащая в исполнении органа.

Часы создал мастер-часовщик Франц Матч в 1911-1917 гг.

 

Музыкальные Анкерные часы (Anker-Uhr) установили в 1917 году по заказу страхового общества Anker, что в переводе значит “якорь”.

На месте Вены в I в. н. э. находился римский военный лагерь, называвшийся Виндобона. Название местности в старых хрониках меняется несколько раз — Виндоминс, Вениа, Вена. Возможно, что в основе всех этих наименований лежит понятие «лес».

Потом оказались на улице Грабен (Graben), что в переводе означает «ров»- по улице Грабен проходил римский оборонительный ров, засыпанный 1200 году. Здесь еще со времен римского господства находились крепостные стены и рвы, а самой главной достопримечательностью является чумная колонна(Pestsäule), или колонна Святой Троицы. Помпезный монумент был создан Маттиасом Раухмюллером в 1686 году после страшной эпидемии чумы, поразившей Вену.

Чумная колонна(Pestsäule)

 Улицу Грабен украшают два фонтана, построенные в XIX веке: «Йозефсбруннен» (Josefsbrunnen) и «Леопольдсбруннен»(Leopoldsbrunnen).

Улица Грабен упирается в самую дорогую торговую улицу Вены Kohlmarkt. И первый же дом на который падает взгляд — магазин Юлиуса Майнля. Магазин основан в 1862 году и является знаменитым гастрономическим центром Вены, в который он превратился из обыкновенной кофейной лавки.

Вход в магазин Юлиуса Майнля

Далее идем по улице Грабен до места ее пересечения с улицей Юнгферншгассе (Ungferngasse). Здесь зашли в церковь Святого Петра.

По одной из версий этот храм был заложен самим Карлом Великим в конце VIII века.

По преданию храм на этом месте стоял еще в римскую эпоху, он был перестроен из казармы римского лагеря. Некоторые исследователи полагают, что это была первая церковь в Вене. Нынешнее здание построено в подражание собору Святого Петра в Риме. Петерскирхе была возведена в начале 18 века Гильдебрандтом Иоганном Лукасом. Присущий стилю барокко воздушный и устремленный вдаль облик собора просто завораживает воображение туристов.

В соборе звучит живая музыка.

 

Ам-Хоф (Am Hof) историческая площадь, расположенная во Внутреннем городе Вены.  Название означает "При дворе" - во второй половине XII века Генрих II Язомирготт, правитель Австрии, основал тут свою резиденцию, то есть двор.Позднее она была рыночной площадью, площадью для рыцарских турниров, сценой для выступлений, а так же служила местом публичных казней.  

Посередине Ам-Хоф возвышается «Мариензойле» (Mariensäule) (1664-1667 гг.) — колонна  в честь Девы Марии Божьей Матери —  памятник Тридцатилетней войне. Четыре воинственных ангелочка по углам пьедестала истребляют змея (неверие), дракона (голод), василиска (мор), льва (война).

Необычно для храма смотрится терраса на барочном фасаде церкви Ам-Хоф (Kirche am Hof)  или «Девяти ангельских хоров» (Kirche zu den neun Chören der Engel) (XVII в.). Стоя на ней в пасхальное воскресенье 1782 г., Папа Пий VI в ходе своего визита в город совершил обряд благословения.

Здание с золотым глобусом- бывший  городской арсенал (Bürgerliche Zeughaus),  построен он был на месте еврейской скотобойни. После  осады Вены турками  здесь были размещены добытые у врага трофеи. 
В конце XVII века арсенал посетил Петр Первый. В 1731 - 1732 годах усилиями архитектора Антона Оспеля здание, и особенно его главный фасад были значительно изменены в стиле барокко - собственно, таким мы его и видим сегодня.

Район Фрайунг.

На красивой и немного покатой площади под названием Фрайунг можно увидеть Шотландский монастырь, фонтан Австро-Брюннен

Австрийский фонтан работы Людвига Шванталера,созданный в 1846 году. Он является символом данного государства, владеющего богатствами в виде рек Эльбы, Вислы и, конечно же, Дуная

 Рядом- достаточно солидный выставочный зал Кунстфорум.

Однако подлинной изюминкой района является целая череда дворцов, внутренние дворики каждого из которых обязательно содержат уютный, изысканный и чрезвычайно дорогой ресторанчик. Дело в том, что венский аристократический круг содержит не более 70 известных дворянских фамилий, которые веками роднились только между собой и предпочитали жить именно в этом районе.

 

История Фрайунг берет свое начало почти десять веков назад. Смешение земель и народов в Европе шло тогда активно. Вот и начало площади положили жители Шотландии, которые возвели тут собственный храм — Schottenkloster.Поэтому первоначально площадь называлась «на шотландцев». Название Фрайунг(свобода) ей дали тогда, когда монастырь, построенный за городской стеной, был свободен от власти герцога. Он имел право на защиту обвиняемых.

Позже площадь стала оживленным торговым центром. Также здесь проводились смотры искусства. Из исторических хроник видно, что выставлялись картины художников со всех континентов. Эта традиция продолжается и в наши дни, поэтому сюда постоянно стекаются потоки туристов.

Свернув в боковую улочку,вышли к странной церкви- Миноритенкирхе.Место совершенно тихое и совсем безлюдное, даже не верится, что это буквально в центре Вены.

У стен Миноритенкирхе в 1912 году установлен памятник Рудольфу фон Альту известному австрийскому художнику и общественному деятелю, работы которого находятся во многих исторических музеях мира.
Миноритенкирхе была основана орденом миноритов, который обосновался в Вене с 1224 года, сами минориты являлись одной из ветвей францисканского монашеского ордена. Они появились в Вене по приглашению герцога Леопольда VI Австрийского.

Отличительная остроконечная крыша церкви миноритов (нем. Minoritenkirche) возвышается над горизонтом столицы Вены, как корабль на волнах моря он скользит по истории города и как символ Церкви в целом. С 18вв. церковь стала духовным сердцем и физическим центром итальянской общины. Сооружение за свою историю пережило турецкую осаду и крупные преобразования. Последний капитальный ремонт состоялся в начале 20 вв., по проекту реставрации, когда к церкви выполненной в стиле барокко были достроены неоготические дополнения.

Находится практически в центре города, а примечательна она тем, что в ней находится мозаичная картина "Тайная вечеря"-полноценная копия полотна Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря», выполнена итальянским художником в начале 19вв. в римском мозаичном стиле.

Вес копии составляет 20 тонн и является крупнейшим воспроизводством фрески. Художник выполнил свою работу на каменных мозаичных табличках, толщиной 24см каждая. Особенно впечатляют некоторые подробности передачи элементов в работе: тонкость складок скатерти на концах стола, мягкость волос персонажей, золотое сияние заката, отражение света в стеклах и далекое углубление комнаты. Работа Леонардо да Винчи с его зашифрованными в ней тайными смыслами, полностью передалась и сохранилась в венской мозаичной реплике.

Мозаика работы Джакомо Рафаэли является копией  фрески, написанной Леонардо да Винчи для миланского монастыря Санта-Мария-делла-Грацие, которая до нашего времени дошла в довольно плачевном состоянии, а это мозаичное панно работы Рафаэли, сохранилось в отличном состоянии.
Само мозаичное полотно состоит из двенадцати пластин, каждая из которых вмещает десять тысяч камней разной величины. Отдельные элементы мозаики имеют размеры всего в несколько миллиметров. Мозаичное полотно выполнено в оригинальную величину (4,47 х 9,18) метров, в технике микромозаики.

Рработа продолжалась целых 8 лет. Заказ художнику Джакомо Рафаэли делал Наполеон, а оплачена работа в сумме 400.000 гульденов была уже Венским кайзером Францем II, так как Наполеон вторым браком был женат на одной из дочерей императора Австрии. Предназначалось это полотно для Дворца Бельведер. Но не судьба, из-за своего размеров изображения, а также значительного веса, почти 20 тонн, было решено разместить это мозаичное полотно в церкви Миноритов, что потребовало еще затрат в 15000 гульденов.

Что особенно ценно, так это то, что мозаика сохранилась в полной неприкосновенности и в отличие от оригинальной росписи, копия которой установлена рядом с полотном, и сохранила свое многоцветие и даже те детали, которые утрачены на оригинальной фреске Рафаэля в Милане, например, перекрещенные ноги Иисуса. Когда смотришь на эту мозаику, то совершенно не верится, что это именно техника мозаики, а не живопись, благодаря тому, что детали очень мелкие. создается полное ощущение целостности полотна.

От церкви миноритов вернулись и вышли на Михаэлерплатц (Michaelerplatz) - среди изящной архитектуры дворцов на площади Michaelerplatz можно увидеть остатки поселения времен Римской империи. Сохранились фундаменты и улицы римского военного лагеря Виндобона 1 век до н.э.

С 1991 года посредине  Михаэлерплац проводятся открытые археологические раскопки, которые являются частью экспозиции Венского музея под открытым небом. Они общедоступны, и посетить их может каждый.

В период с 1989 по 1991 годы большая часть Михаэлерплац уже была исследована археологами, которые среди средневековых останков обнаружили остатки римского лагеря. В таких лагерях обычно проживали жёны и дети солдат. (Римские легионеры получили разрешение на официальный брак лишь в III столетии нашей эры.) Свое свободное время легионеры проводили со своей семьей в пригороде лагеря, где также находились магазины, таверны и даже бордели.

Археологи обнаружили, что в конце I века нашей эры на территории Михаэлерплац и Угольного рынка пересекались две дороги, ведущие к Дунаю и дальше вдоль него.

На перекрестке были найдены останки четырех домов, которые, предположительно, служили мастерскими. Здания, простоявшие до V века, неоднократно перестраивались.

Ещё один дом, лежащий восточнее перекрестка, по артефактам, которые нашли археологи, очевидно, служил торговой лавкой. Он был оснащен напольным и настенным отоплением. Стены были украшены фресками с изображением виноградной лозы. К западу от перекреста обнаружили фундамент столпообразного памятника над братской могилой.

Установить, когда селение было разрушено, не удалось, поскольку в раннее Средневековье фундаменты римских домов использовались для постройки новых жилищ и оборонительных сооружений.

 

 

В начале ХХ века по проекту Адольфа Лооса был построен Лоосхаус (Looshaus), вызвавший в свое время немало дискуссий ввиду прагматичности и отсутствия внешних украшений. Это здание слева (окна украшены цветочными ящиками)

 

 

Дворец Херберштайн (Palais Herberstein)(на снимке- справа), выстроенный в стиле необарокко на месте старого дворца Дитрих-Херберштайн, стал попыткой органично вписаться в барокко площади Михаэлерплац

 

На этой же площади Михаэлерплац расположен выдающийся храм Святого Михаила, а ныне скульптурный музей и концертный зал, в котором можно услышать уникальный по звучанию орган. Этот храм славится своим неповторимым алтарем, на котором находится изящный рельеф 13-го века «Падение ангелов».

Это одна из немногих в Вене романских церквей. Ее строительство началось в 1221 году и естественно, базилика несет в себе уже не только романские черты, но и готические, и элементы в стиле барокко.С XII по XVIII века здесь молились жители императорской резиденции. 10 декабря 1792 года на отпевании Вольфганга Амадея Моцарта в церкви впервые был исполнен его «Реквием».

Отсюда начинается Хофбург

На этой же площади Михаэлерплац находится крыло дворца Хофбург (Hofburg), в котором более семи веков жили австрийские правители. При Габсбургах дворец получил статус официальной зимней резиденции, в которой находился императорский двор,сейчас это резиденция президента Австрии. Наше знакомство с Хофбургом началось у парадных ворот Михаэлертор — Michaelertor (Ворота св. Михаила).

Грандиозный архитектурный ансамбль строился на протяжении веков. Согласно документам Габсбурги обосновались тут с 1279 года. До 1918 года, когда была провозглашена Австрийская республика, Хофбург постоянно расширялся, и каждый из правителей привносил что-то свое.

Императорская резиденция Хофбург в Вене олицетворяет собой всю историю Австрийского государства. На её территории расположились девятнадцать дворцов, возведённых в разные периоды, и два десятка других построек и зданий. Хофбург окружён двумя прекрасными парками, Бурггартен и Фольксгартен.

 

 

Карта Вены Хофбург

Когда-то Хофбург был средневековой крепостью, потом дворцом рода Габсбургов, сейчас в нем находится резиденция президента Австрии.

Источник: Пешеходные маршруты по Вене http://travelq.ru/peshehodnye-marshruty-po-vene/
Когда-то Хофбург был средневековой крепостью, потом дворцом рода Габсбургов, сейчас в нем находится резиденция президента Австрии.

Источник: Пешеходные маршруты по Вене http://travelq.ru/peshehodnye-marshruty-po-vene/

 

 

Во внутренний двор Хофбурга - Двор Ин-дер-Бург (т.е «в крепости») мы попадаем через арку

Здесь находится  памятник императору Францу I.

И наконец оказываемся на огромной Хельденплац (Heldenplatz). Служила для парадов императорских войск. 15 марта 1938 года Адольф Гитлер провозгласил с балкона Нового Дворца собранным массам на Хельденплатц «Аншлюс Австрии» (присоединение) к германскому рейху.

Если идти от арки прямо, то слева вы увидите памятник принцу Евгению Савойскому, а справа эрцгерцогу Карлу. Пройдя немного за памятник этому полководцу, вы сможете полюбоваться издалека сразу на три исторических здания — парламент, ратушу и Бургтеатр

На месте сегодняшней площади Хельденплац изначально находилась внешняя часть укреплений в составе венских городских стен. В рамках Пятой коалиционной войны в 1809 году войска Наполеона оккупировали Вену и впоследствии взорвали части городских укреплений.

Остатки были удалены в 1817-1819 годах, в результате чего появилась открытая площадка. (В рамках строительных работ фундаменты укреплений были раскопаны в 2016 году). Вновь созданная площадь называлась тогда Променадеплац (нем. Promenadeplatz), а официально - Новая парадная площадь (нем. Neuer Paradeplatz).

Название «Площадь Героев» появилось в 1878 году. Оно произошло благодаря двум конным памятникам, созданным Антоном Домиником Фернкорном (нем. Anton Dominik Fernkorn) с надстройками от Эдуарда ван дер Нюлла. Старейший из них - памятник эрцгерцогу Чарльзу, который был открыт в 1860 году. Он служил для военного прославления династии, тем более, что один из ее представителей был знаменит в качестве военачальника. Однако незадолго до открытия памятника Австрия проиграла Италии в битве при Сольферино.

Памятник примечателен тем, что лошадь показана так, что только две задние ноги касаются пьедестала. Вдохновением к созданию памятника послужила знаменитая боевая картина немецкого художника Иоганна Петера Крафта.

В 1865 году был завершен парный памятник - конная статуя принца Евгения Савойского, которую открыли незадолго до поражения в сражении при Кёниггреце (Битва при Садове). После апоплексического удара Фернкорна памятник завершили его ученики.

Площадь Героев замыкается Внешними городскими воротами, созданными в 1824 году Петером фон Нобиле и задуманными в качестве памятника солдатам наполеоновских войн. Сегодня он служит памятником погибшим в войнах.

 

 За Хофбургом, через дорогу, находится площадь Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz) с двумя одинаковыми зданиями — Музеем естествознания и Музеем истории искусств.

Дальше за площадью вновь расположены музеи — начинается Музейный квартал (Museums Quartier Wien).

 В центре площади на вас величественно смотрит императрица Мария Терезия, возвышается почти на 20 м. скульптурная композиция императрицы Марии Терезии на троне,  в окружении своих советников, полководцев и известных деятелей науки и искусств того времени. Её выполнил Каспар Цимбуш в 1888 г.

Площадь Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz) считается центром Вены музейной. Первое, на что обращаешь внимание, входя сюда – два грандиозных здания-близнеца. В двух дворцах помещаются два венских музея – Естествознания и истории искусств.

Роскошные ренессансные дворцы, «одинаковые с лица», действительно, похожи, словно зеркальные отражения. Найди, как говорится, десять отличий!

Архитектурный ансамбль площади проектировал Готфрид Земпер. Свою работу он назвал Kaiserforum. Проект был грандиозным и включал не только площадь. Однако из-за I Мировой войны осуществился он лишь частично. Комплекс Мариа Терезиен-платц успели закончить к 1889 году. Интерьеры обоих музеев разработал Карл фон Хазенауэр.

До 1857 года здесь располагался гласис - пологая земляная насыпь, зона обстрела перед городской стеной. Венская кольцевая дорога, Рингштрассе (нем. Ringstraße), была построена с 1858 года и открыта в 1865 году. Цель состояла в том, чтобы построить великолепный бульвар, который бы продемонстрировал важность Австрийской империи, точнее говоря Австро-Венгрии, и ее династии, Габсбург-Лотарингского дома.

 Для района непосредственно перед императорской резиденцией, Хофбургом, было запланировано строительство императорского форума, сформированного из сегодняшней площади Хельденплац - площади Героев (нем. Heldenplatz), и Марии-Терезиен-Плац. Для этого перед историческим Хофбургом между Фольксгартеном и Бурггартеном должны были быть установлены два новых крыла дворца. По другую сторону Рингшстрассе к этим новым частям дворца должны были присоединиться оба придворных музея.

 Чрезвычайно амбициозный проект смогли реализовать лишь частично. В 1888 году был открыт памятник Марии Терезии. В 1889 году открыли музей естествознания, в 1891 году - музей истории искусств.

Венский естественно-исторический музей по своей экспозиции является одним из самых ценных научных музеев в мире. Его основу составляет коллекция Габсбургов, которую начал собирать еще в 1750 г. Франц I Стефан. Он тогда купил крупную коллекцию из 30 тысяч природных экспонатов – камней, минералов, кораллов, останков редких видов животных.

В настоящее время в Музее естествознания содержится около 20 миллионов экспонатов. Это – различные представители животного и растительного мира, как редкие, так и совсем вымершие. Самые ценные среди них – стеллерова корова и скелет диплодока. Огромная коллекция драгоценных камней и минералов, редких ископаемых, например – огромный топаз весом 117 кг. Так же есть и доисторические произведения искусства, среди которых самый знаменитый экспонат музея – Венера Виллендорфская 22-24 тысячелетия до н.э.

Так же в Музее естествознания есть великолепная библиотека, насчитывающая около 200 тыс. книг. Все они доступны для посетителей и часто используются учеными и студентами.

Музей истории искусств – так же основан на коллекции Габсбургов и так же является одним из крупнейших венских музеев, но предметов уже не природного, а искусственного – художественного происхождения. Основной составляющей музея является картинная галерея. Её австрийские императоры собирали на протяжении почти всей своей истории, начиная с коллекции портретов 15 в. Максимилиана I. Соответственно и особенностью галереи является то, что в ней содержатся преимущественно работы авторов из тех государств, которые были подвластны империи Габсбургов.

Наиболее ценной в коллекции картинной галереи Музея истории искусств является самое крупное собрание работ Питера Брейгеля Старшего – около трети всех известных. Это такие работы, как: "Борьба Карнавала и Поста" – 1556 г., "Детские игры" – 1556 г., "Вавилонская башня" – 1563 г., "Путь на Голгофу" – 1564 г., "Охотники на снегу" – 1565 г., "Крестьянская свадьба" – 1568 г. и др.

Много произведений и других знаменитых нидерландских живописцев: Рубенса ("Шубка" – 1638 г.), Иеронима Босха ("Несение креста" – 1516 г.), Яна Вермеера ("Аллегория живописи" – 1667 г.), Яна ван Эйка, Рембрандта, Антониса ван Дейка и др. Богатая коллекция итальянских художников практически всех стилей: Рафаэль ("Мадонна в зелени" – 1506 г.), Тициан ("Цыганская Мадонна" – 1512 г., "Девушка в мехах" – 1537 г., "Браво" – 1520 г.), Джорджоне ("Три философа" – 1508 г.), Тинторетто ("Купание Сусанны" – вторая половина 16 в.), Паоло Веронезе, Караваджо, Перуджино и др.

Так же представлены предметы древнего искусства, ювелирные изделия, украшения из слоновой кости, бронзы и др. Они разделены на отделы: египетский, восточный, скульптуры и прикладного искусства. Наиболее значительные экспонаты здесь: египетский саркофаг эпохи Птолемеев, погребальная камера сановника Канинисута из Гизы, Гемма Августа, Эфеб из Магдаленсберга.

Отдельно следует упомянуть ювелирные изделия Бенвенуто Челлини, среди которых золотая солонка, изготовленная им для короля Франциска I.

 

Центрами четырех газонов на площади Марии Терезии являются фонтаны Тритона и Наяды, которые были созданы между 1887 и 1890 годами.

 От этой площади дальше идем по Рингу.

При наличии времени можно прогуляться по парку Фольксгартен (Volksgarten).

В теплое время года, особенно весной, здесь очень красиво и живописно. В фонтане-цветущие лотосы.

И весь парк-это огромный розарий,замечательное место, приятный цветочно-зеленый уголок Вены – Народный сад. В этом парке любила гулять Элизабет, которую называли просто - Сиси. Это любимая народом королева Венгрии, Австрийская императрица. Она была хрупкой, утончённой красавицей.

И конечно, в любимом саду императрице ей установлен мраморный памятник. Кроме фонтанов и клумб, в саду есть и архитектурные сооружения. В первую очередь, это храм Тезея. Между прочим, точная копия Греческого храма. Но копия конечно, уменьшенная. На ступеньках храма стоит мальчик-спортсмен.


 

От парка вышли к Рингу- Рингштрассе , прошли здание Парламента, построенное в стиле греческой античной архитектуры. Дополнительный античный колорит придает фонтан со статуей Афины Паллады, установленный перед входом. Но сейчас Парламент на реконструкции.

На Ринге находится и Бургтеатр.

 

 И самое примечательное здание на Ринге  Венская Ратуша, строилась с 1872 по 1883гг. Это кружевное и очень изящное сооружение с пятью неоготическими башнями. Центральная башня высотой 98 метров, на ее вершине «Железный хранитель Ратуши» с флагом. На площади перед Ратушей часто проводятся различные городские мероприятия.

Здесь размещается бургомистр и муниципалитет города, заседает ландтаг – парламент земель в Австрии.

Эту ратушу еще называют Новой (Neues Rathaus), поскольку до 1883 года городской совет размещался на улице Випплингерштрассе (Wipplingerstraße). В XIX веке присоединение венских пригородов увеличило население города и Старая Ратуша стала слишком мала. Поэтому в 1868 году объявили конкурс на лучший проект нового здания, в котором приняли участие 64 лучших архитекторов.

Здание сделано по модели Брюссельской ратуши – в неоготическом стиле. Ширина строения – 127 м, длина – 152 м. Симметрический главный фасад выходит на улицу Рингштрассе и выделяется средним ризалитом. У главного фасада ратуши 5 башен: центральная — высотой 103,3 м, и 4 поменьше — по 65 м.

На верхушке главной башни стоит железный страж «Ратхаусман». Эта скульптура достигает в высоту 3,5 м и представляет собой лик знаменосца в латах, что выполнены по типу амуниции императора Максимилиана I. У ее подножия расположена смотровая площадка, на которую удастся попасть, преодолев 256 ступеней.

Следует отметить, что у каждого этажа своя высота. Подобный ход придуман для того, чтобы можно было невооруженным глазом распознать парадные и рабочие комнаты.

Перед ратушей еще в 1873 году на площади в 40 000 м² раскинулся Венский Ратоспарк или Ратхауспарк (Rathauspark) в английском стиле. Спланировал его Рудольф Зибек. Через парк проходит дорога, по бокам которой выставлены многочисленные мраморные памятники признанных личностей. В обеих частях парка установлено по круглому фонтану.

 

 

На закуску был Дворец Шенбрунн (Schönbrunn) 

Это летняя резиденция Габсбургов, одна из главных и наиболее посещаемых туристических достопримечательностей Вены. Общая площадь дворцового комплекса 1,5 кв.км. Равна площади Внутреннего города Вены “Innere Stadt”. История дворца начинается с 1619 года, когда на этом месте нашли источник Schöner Brunnen

Schönbrunn в переводе с немецкого обозначает «прекрасный источник». Известно, что в XIV веке на здесь находилось небольшое монастырское поместье. Позднее эти земли стали собственностью династии Габсбургов. Однажды кайзер Матвей (Матиас) охотился в окрестных лесах и неожиданно обнаружил небольшой родник. «Schöne Brunnen!» — воскликнул восторженный правитель.

Дворец построен в 1713 году. Здесь выступал шестилетний В. А. Моцарт, Наполеон дважды выбирал этот дворец для своей резиденции.

 Находится примерно в пяти километрах от центра Вены.

Туда мы ехали на метро– станция так и называется Schönbrunn (линия U4).

Поездка в одну сторону стоит 2,40 евро. Билеты купили в автомате.

В Венском метро нет привычных нам турникетов. Билет нужно прокомпостировать в компостерах на входе в метрополитен.

Сориентироваться в Венской подземке очень просто. Если Вы не знаете, в каком направлении или на какой линии метро находится нужная вам станция – посмотрите схему на информационных табло. Они повсюду. А дальше ориентируйтесь на цвет ветки и указатели с ее названием. Направление указывают даже световые цветные линии на потолке и полу. Каждая ведет к соответствующей ветке метро. (К красной ветке ведет красная световая линия, к зеленой – зеленая и т.д.)

 

Свой нынешний архитектурный облик Шёнбрунн приобрел во времена Марии Терезии, при реконструкции 1742-43 гг.

Одновременно обустраивалась территория вокруг дворца: был разбит парк, возведены оранжереи, открылся первый в Европе зоопарк, который сейчас считается старейшим в мире.


Многое на своем веку повидал Шёнбрунский дворец. В 1918 году в его стенах была провозглашена Австрийская республика.

 

 А дальше мы пошли гулять по красивому и величественному комплексу. Для осмотра Шёнбрунна  выпал погожий день. Все сложилось очень удачно – замечательная погода, прекрасное время начала осени, когда еще буйствуют яркие краски деревьев и цветочных клумб.

Украшением парка являются фонтаны. Самым торжественным является фонтан «Нептун», располагающийся на главной аллее, созданный в 1776 году. В центре композиции находится сам Нептун с трезубцем в окружении нимф.

На территории Шенбрунна находятся живописные парки с фонтанами и скульптурами, Оранжереи, павильон Глориетта(на горе), Лабиринт, Пальмовый домик, тирольский сад, старейший в мире зоопарк, Музей императорских карет.

Дворец Шенбрунн насчитывает 1440 комнат, из них только 45 императорских апартаментов и залов доступны для туристов.

Глориетта. Этот павильон возвели в 1775 году в честь победы австрийской армии над прусской. С площадки Глориетта — отличный вид.

Это канал рядом с метро Шённбрунн.

Вот столько мы успели посмотреть за один день. Конечно, ни на какие посещения музеев и дворцов времени не было. И не только -знаменитые газгольдеры, дом Хундертвассера, городской парк, да и Дунайский каеал- всё это -в следующий визит в Вену.

На вокзале в обратный путь в Братиславу случилась накладочка.

Мы вышли на свой перрон (по электронному табло), сидим ждем, до поезда еще 10 минут, и тут я решила еще раз посмотреть на табло, а там уже путь- совсем другой! И мы быстренько перебрались туда- хорошо,что успели. А ведь могли бы и не обратить внимания. Вот тебе и Австрия! Надо знать нюансы!

 

наверх